Астрономы нашли «невозможную» черную дыру

Астрономы нашли «невозможную» черную дыру

Ученые обнаружили черную дыру, которая поглощает остатки разорванной ею звезды более одиннадцати лет и, что более важно, нарушает предел Эддингтона.

c4as7hcuyaamhrg

Представляющий Университет Нью-Гэмпшира в Дареме (США) астроном Дачен Лин (Dacheng Lin) и его коллеги выявили очень необычную черную дыру. Изучая удаленную от нас на расстояние 105 млн световых лет эллиптическую галактику NGC 5813, исследователи обнаружили захватывающее зрелище, а именно – черную дыру, на протяжении одиннадцати лет «пожирающую» остатки разорванного ею светила. Сама черная дыра расположена в галактике SDSS J1500+ 0154, которая находится ближе к Земле, чем NGC 5813. Размеры SDSS J1500+ 0154 примерно сопоставимы с размерами карликовой галактики Большое Магелланово Облако – спутницы Млечного Пути. Масса сверхмассивной черной дыры в ее центре превышает массу Солнца в миллион раз.

Открытие было сделано благодаря рентгеновским телескопам «Чандра» и XMM-Newton, его результаты изложены в журнале Nature Astronomy. Полученные выводы чрезвычайно важны, так как агония звезды (а вернее того, что от нее осталось) продолжается невероятно долго: обычно подобный «обед» занимает у черной дыры примерно в десять раз меньше времени. Что еще более важно, «аппетит» черной дыры выше т. н. предела Эддингтона. Говоря простым языком, сверхмассивная черная дыра «пожирает» больше материи, чем может согласно теории (считается, что она должна «выплевывать» звездную «еду»).

Открытие представляет исключительную важность, так как может помочь понять природу «невозможных» аномально больших черных дыр первых галактик, возникших в нашей Вселенной. Если черные дыры способны нарушать предел Эддингтона, то это может пролить свет на появление перворожденных гигантов.

Напомним, не так давно другая команда исследователей обнаружила в нашей Галактике черную дыру, которая «спряталась» за облаком межзвездного газа. Именно аномальное движение облака и навело ученых на мысль о существовании загадочного объекта. Масса черной дыры может достигать 36 солнечных масс.