24.06.2020
Денис Гордеев
8 897

Коронавирусная пандемия стала причиной антропаузы

4.9

То, что происходит сейчас с биосферой Земли, — абсолютно новое явление в истории планеты, требующее детального изучения.

горный козел
Из-за карантинных мер многие животные появляются там, где их никто не ожидал увидеть / CNN / Автор: Telestis Scaevinius

Пандемия Covid-19 влияет не только на людей, но и на природу. Из-за введения повсеместных ограничений на дорогах стало меньше автомобилей, стали реже летать самолеты, а корабли остаются в портах. И природа это заметила.

На улицах чилийской столицы Сантьяго недавно можно было увидеть пум; улицы Сан-Франциско наводнили койоты; по улицам валлийских городков прогуливались горные козлы. А в жилых районах азиатских мегаполисов были замечены полчища крыс и обезьяньи банды.

Некоторые люди стали называть это «Великой паузой». Исследователи, опубликовавшие свою статью в журнале Nature Ecology & Evolution, придумали более научный термин — «антропауза». Под этим словом подразумевается «значительное глобальное снижение современной человеческой деятельности, в особенности путешествий». И это явление, утверждают авторы работы, непременно стоит всесторонне изучать.

«Приоритет человеческого общества должен состоять в том, чтобы справиться с всеобъемлющей трагедией и трудностями, вызванными Covid-19, — пишут ученые. — Но мы не можем позволить себе упустить возможность измерить — впервые в глобальном масштабе, — насколько современная человеческая мобильность влияет на дикую природу». И такое влияние может быть не всегда очевидным или ожидаемым.

В то время как ослабление транспортных потоков и сворачивание традиционных туристических маршрутов позволили одним видам процветать в относительном спокойствии, другим грозит куда больший риск, чем ранее. Так, виды, находящиеся под угрозой исчезновения, сейчас все чаще подвергаются браконьерству. Причина этого, по мнению авторов работы, кроется в экономических трудностях, которые особенно тяжело сказываются на некоторых регионах планеты, и связанном с этим усилении эксплуатации природных ресурсов.

Изменение числа людей, посещающих парки во время пандемии / Rutz, Cagnacci, Wikelski et al., Nature Ecology & Evolution, 2020

Антропауза также дает исследователям уникальную возможность — понять, насколько маршруты перемещений и миграций зависят от присутствия людей и созданных ими структур. Сегодняшние обстоятельства идеально подходят для ученых, проводящих полевые исследования. Фактически ослабление логистических потоков в большой степени отбрасывает нашу планету на несколько десятилетий назад, и объединенные результаты исследований, собранных в различных экосистемах, помогут оценить, насколько велико влияние развивающейся ноосферы на дикую природу.

Сегодня Земля находится на пороге шестого массового вымирания в истории ее биосферы. Антропауза позволит оценить, насколько большим может быть вклад человека в это глобальное событие, и принять меры для сохранения биоразнообразия. «Никто не просит людей оставаться в изоляции постоянно, — говорит специалист по этологии Мартин Викельски из Института Макса Планка, один из соавторов статьи. — Но <…> относительно небольшие изменения в нашем образе жизни и транспортных сетях потенциально могут принести значительные выгоды как для экосистем, так и для людей».

Ранее мы писали о том, что, согласно исследованию итальянских ученых, коронавирус пришел в Италию уже в декабре 2019 года. А исследователи из Университета Квинсленда в Австралии заявили об опасности возобновляемых источников энергии для биоразнообразия.