«Анаэробные» железобактерии оказались аэробными

«Анаэробные» железобактерии оказались аэробными

Специалисты Геологической службы США обнаружили, что штамм железобактерий Mariprofundus sp. DIS-1 способен размножаться на открытом воздухе. Результаты работы представлены в журнале Applied and Environmental Microbiology.

DIS-1 представляют собой железобактерии, которые вызывают биологическую коррозию. Такие организмы используют металл как среду питания, в ходе их жизнедеятельности образуются щелочи, органические и минеральные кислоты. При этом формирующаяся пленка молекулярного оксида железа (II), который может защитить поверхность металл-раствора от дальнейшей коррозии, расходуется бактериями для метаболических нужд.

Прежде считалось, что эти организмы сохраняют активность только в анаэробных или микроаэробных условиях. В новой работе ученые инкубировали бактерии на низкоуглеродистой стали 1018 MS с обработкой стерильной морской водой. Инкубирование осуществлялось в кислородной, низкокислородной и бескислородной среде. Во всех случаях в течение пяти суток образец оказался полностью покрыт пленкой из оксида железа (II) с растущими на ней DIS-1.

Анализ генома показал, что толерантность к кислороду отличает DIS-1 от других штаммов Mariprofundus genus. Вместе с тем последние исследования (до сих пор проводились in vitro) указывают, что эти организмы могут первыми колонизировать поверхности металлов. Ранее в качестве наиболее опасных рассматривались сульфатредукторы — эубактерии, получающие энергию в анаэробных условиях и использующие сульфат как конечный акцептор электронов.

По словам ученых, работа проясняет механизмы колонизации стали морскими микроорганизмами и может помочь в совершенствовании методов антикоррозионной защиты. Это особенно актуально для судопроизводства, эксплуатации нефте- и водопроводов. Кроме того, бактериальной коррозии, в частности со стороны сульфатредукторов, подвержены бетонные конструкции. Ежегодный ущерб от такой коррозии только в США оценивается в миллиард долларов.