Отношение людей к социальным сетям оказалось похоже на поведение животных — Naked Science
Мария Кривоченко

Отношение людей к социальным сетям оказалось похоже на поведение животных

3.1

Ученые выяснили, что использование социальных сетей подчиняется схеме «обучение — вознаграждение», по которой дрессируют животных. Люди следуют ей, когда стремятся получить лайки, и реагируют на них так же, как животные, получающие вкусную награду.

Кадр из сериала «Черное зеркало»

Ученые из Бостонского университета, Цюрихского университета и шведского Каролинского института впервые проверили, можно ли объяснить использование социальных сетей тем, как человеческий мозг учится и реагирует на награды. Команде удалось провести параллели между тем, как реагируют крысы, когда получают еду в качестве поощрения за обучение, и тем, как люди относятся к лайкам. Подробности работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Авторы проанализировали свыше миллиона постов в социальных сетях более чем 4000 пользователей Instagram и других сайтов. Они обнаружили, что люди размещают свои записи таким образом, чтобы максимизировать количество лайков. Они чаще публикуют контент, видя положительную реакцию от аудитории, и меньше — в ответ на низкую активность.

Далее ученые соотнесли социальные сети с ящиком Скиннера — прибором, который используют для изучения поведения животных. Оказалось, действия респондентов напоминают поведение, демонстрируемое крысами в ящике Скиннера, а также подчиняются схеме «обучение — вознаграждение» — концепции, предполагающей, что поведение можно скорректировать, используя награды. То есть, активно ведя страницы в соцсетях, люди следуют тем же принципам, что и животные, которые чаще нажимают на ручки и рычаги во время экспериментов, желая получить больше лакомств.

Затем исследователи подтвердили эти результаты с помощью онлайн-эксперимента. Они собрали 176 пользователей Instagram и предложили им публиковать мемы. В качестве обратной связи участники получали лайки. По итогу выяснилось, что люди чаще публиковали контент, если видели больше лайков под предыдущими постами.

«Результаты могут помочь нам разобраться в том, почему социальные сети начинают доминировать в повседневной жизни многих людей. А также подсказать, как можно решить проблему их чрезмерного использования», — рассказал Дэвид Амодио, профессор Нью-Йоркского университета и Амстердамского университета, принимавший участие в исследовании.