12.05.2023
Ольга И.
1 683

Мысли оказались способны влиять на тактильное восприятие

4.8

Ученые из Германии и Литвы выяснили, что убеждения, которых мы придерживаемся, способны менять наше восприятие — в частности, тактильные ощущения.

Мысли оказались способны влиять на тактильное восприятие
Мысли оказались способны влиять на тактильное восприятие / ©Getty images / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Когда кто-то говорит, что мысли материальны, не спешите записывать его в сумасшедшие, ведь гипноз и его разновидность — самогипноз — никто не отменял. Это продемонстрировали ученые из Рурского (Германия) и Клайпедского (Литва) университетов, представив свои выводы в журнале Scientific Reports.

Исследователи провели эксперимент с участием 24 добровольцев и профессионального гипнотизера. Используя метод двухточечной дискриминации (способности различать, что два соседних объекта, соприкасающихся с кожей, на самом деле различные точки, а не одна) — специального прибора с двумя иглами, — ученые просили участников класть указательный палец в устройство.

Если иглы расположены далеко друг от друга, то человек легко различает, что соприкасается с двумя точками, если очень близко — прикосновение ощущается только в одном месте. То есть в определенный момент, когда расстояние между иглами достигает некоего порога, человек на уровне осязания перестает идентифицировать два предмета, осознавая, что прикасается лишь к одному. Этот порог стабилен для каждого нормального человека.

Ученые задались целью выяснить, можно ли изменить такой порог, активируя этот процесс при помощи мыслей. Для этого участникам эксперимента при помощи гипноза внушали сначала то, что их указательный палец в пять раз меньше, чем настоящий, а потом — что он в пять раз больше.

Выяснилось: когда испытуемые представляли, что их указательный палец в пять раз больше, чем был, порог их чувствительности повышался — и они могли чувствовать две иглы, даже когда те находились очень близко друг к другу. И, наоборот, когда участникам внушали, что их палец меньше, порог чувствительности снижался: они переставали идентифицировать иглы как два предмета. Результаты подтвердились записями активности головного мозга испытуемых.