Обнаружен самый легкий изотоп менделевия — Naked Science

Обнаружен самый легкий изотоп менделевия

5.6

В Лаборатории имени Лоуренса — одной из крупнейших в мире «фабрик сверхтяжелых элементов» — запущен новый детектор, который сразу же помог открыть новый изотоп менделевия.

©JINR

Химические свойства элементов определяются количеством электронов в их внешних оболочках, которое зависит от числа протонов в ядре. При этом ядро одного и того же элемента может содержать различное число нейтронов и иметь разную массу. Такие разновидности называются изотопами, и если элементов сегодня известно 118, то их изотопов — более 3300.

Многие из них получены искусственно, и главные «фабрики» новых элементов и изотопов — Институт ядерной физики в подмосковной Дубне и американская Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли (LBNL). В LBNL синтезировано 16 новых элементов, в том числе менделевий с атомным номером 101, обнаруженный в 1955 году.

Детектор FIONA для подсчета протонов и нейтронов в тяжелых нуклидах / © Marilyn Sargent, Berkeley Lab

Теперь же американские физики получили менделевий с массой 244 а.е. — уже 17-й изотоп этого элемента и самый легкий из всех известных. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters. Пресс-релиз LBNL отмечает, что за всю историю в лаборатории открыто уже 640 различных изотопов, и недавний запуск нового детектора FIONA обещает новые находки.

В общей сложности Дженнифер Пор (Jennifer Pore) и ее коллеги получили 10 атомов менделевия-244, изучив их свойства. Оказалось, этот нестабильный изотоп имеет два альтернативных пути распада, и в зависимости от конфигурации протонов и нейтронов период его полураспада может составлять 0,4 или 6,0 секунды.