Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
8 октября
1 854

Удар погубившего динозавров астероида вызвал землетрясения, длившиеся несколько месяцев

5.2

Новые геологические свидетельства показывают, что глобальная катастрофа, вызванная падением астероида Чиксулуб, сопровождалась мощными землетрясениями, которые продолжались неделями, а возможно, и месяцами после удара.

©Mark Stevenson

Около 66 миллионов лет назад с Землей столкнулся 10-километровый астероид Чиксулуб, который окончательно завершил долгую эпоху царствования динозавров. Удар вызвал катастрофу глобальных масштабов, включая мощнейшие волны цунами и землетрясения. Новая работа показала, что мощная сейсмическая активность не затихала неделями, а то и месяцами после падения небесного тела. С докладом об этом Херман Бермудес (Hermann Bermúdez) выступит на стартовавшей в Денвере встрече Американского геологического общества GSA Connects.

Энергия того удара оценивают в 1023 джоулей — в десятки тысяч раз выше, чем у мощного суматранского землетрясения 2004 года магнитудой 9,1. Падение астероида оставило кратер у побережья современной Мексики, диаметр которого достигает 180-200 километров. Бермудес и его коллеги из Государственного университета Монклер исследовали отложения, относящиеся к мел-палеогеновой границе, на территории США, Мексики и Колумбии. На колумбийском острове Горгона они обнаружили крошечные округлые минералы, застывшие капли стекла (тектиты), которые появились в результате столкновения.

Вверху — тектиты с острова Горгона; внизу — деформированная мел-палеогеновая граница / © Hermann Bermúdez

Горгона находится в Тихом океане, в 3000 километрах от эпицентра древней катастрофы. Более того, в ту эпоху остров еще не существовал, и эти отложения накапливались глубоко на океанском дне, лишь позднее поднявшись на поверхность.

Этот насыщенный тектитами слой мел-палеогеновой границы оказался сильно деформирован, что свидетельствует о происходивших тогда мощных сотрясениях. А поскольку тогда он был глубоко на дне, куда тектиты могли попасть лишь недели или даже месяцы спустя после удара, авторы делают вывод о том, что мощная сейсмическая активность продолжалась все это время.

Свидетельства этому геологи нашли и в других местах, где исследовали мел-палеогеновую границу. В Миссисипи, Алабаме и Техасе она также сохранила деформации, указывающие на землетрясения. А в Мексике обнаруживаются следы разжижения грунтов — процесса, при котором некоторые насыщенные влагой породы ведут себя как плотная жидкость.

«Наши данные помогают лучше объяснить произошедшее в конце мелового периода и начале кайнозоя, — резюмируют ученые, — и указывают на одни из самых крупных землетрясений, какие испытывала наша планета на протяжении фанерозоя». Напомним, фанерозоем называют нынешний геологический эон, начавшийся с кембрия, почти 550 миллионов лет назад.