Выявлено самое древнее свидетельство рака у предков людей — Naked Science

Выявлено самое древнее свидетельство рака у предков людей

Ученые в очередной раз подтвердили, что рак характерен не только для современного общества, но и для давних предков людей, живших более миллиона лет назад.

australopithecus_sediba

В рамках современной медицины считается, что такое заболевание, как рак, характерно прежде всего для современного человека, постоянно сталкивающегося с загрязнением окружающей среды. Возможно, в этом есть доля истины, однако теперь ученые выяснили, что от рака страдали даже австралопитеки, жившие более 1,7 млн лет назад.

Представляющий Витватерсрандский университет (ЮАР) Эдвард Оудс (Edward Odes) и его коллеги проводили раскопки близ Йоханнесбурга – в месте, которое считается «колыбелью человечества». В центре внимания ученых оказались пещера Малапа и комплекс Сварткранс – именно здесь находили множество останков далеких предков современных людей. И теперь ученые обнаружили весьма любопытную деталь, которая, возможно, перевернет наше представление о раке. Были найдены кости гоминид, которые, предположительно, являются австралопитеками седиба. Это вид австралопитеков, которые считаются предками современных людей. Отметим, что, по мнению знаменитого антрополога Дональда Джохансона, A. sediba можно отнести к роду Homo.

Ученые выявили останки существ, живших 1,7 и 1,98 млн лет назад. Наиболее древние останки принадлежат примату, возраст которого на момент гибели составлял 12–13 лет. Как оказалось, у него была остеоидная остеома – доброкачественная опухоль, которая не превышает в диаметре один см. Местом ее образования стало одно из ребер существа. Для остеоидной остеомы характерны острые болевые ощущение: этим можно объяснить то, почему примат умер так рано.

Еще больше ученых заинтересовали останки существа, жившего 1,7 млн лет назад. Как оказалось, ноги и пальцы этого гоминида поразила злокачественная остеосаркома – чрезвычайно опасное заболевание. Болезнь очень мешала существу передвигаться, а болевые ощущения были еще сильнее, чем в первом случае. Ученые пока затрудняются ответить на вопрос о поле и возрасте примата. Отметим, что исследователи ранее уже выявляли следы рака у древних «родственников» Homo sapiens. Так, например, следы заболевания были найдены на останках неандертальцев, живших примерно 120 тыс. лет назад.

Кость пальца с злокачественной опухолью возрастом в 1,7 млн лет / © Wits/Edward Odes