Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28 сентября
5 460

Палеонтологи описали морского ящера со змеиной шеей и крокодильей головой

4.5

Еще в прошлом веке в Вайоминге нашли кости древнего морского ящера, а теперь ученые смогли наконец-то описать этот образец. Новый вид рептилий оказался странным существом с длинной шеей и продолговатой головой, в длину он достигал семи метров.

Новый вид ящеров напоминает нечто среднее между двумя морфотипами мезозойских морских рептилий — плезиозаврами и плиозаврами / © vistaalmar.es

Окаменелости крупной морской рептилии обнаружили в Вайоминге еще в 1995 году, после чего их перевезли в Палеонтологический музей Гленрока и неспешно изучали на протяжении более 20 лет. Ученые не уделяли костям особого внимания, считая, что они принадлежат еще одному «обычному» морскому ящеру мезозойской эры. Но недавно они поняли, что имеют дело с новым видом.

Ящер оказался представителем плезиозавров — многочисленных и разнообразных плавающих рептилий, которых делят на две группы. К одной относят плезиозавров в более узком понимании этого слова, длинношеих охотников за рыбой и кальмарами, обладателей коротких маленьких черепов, а к другой — плиозавров, большеголовых и короткошеих, которые могли нападать и на других морских ящеров.

Новый вид морских рептилий не вписался ни в один из ранее известных морфотипов: у него была длинная шея из 32 позвонков, характерная для плезиозавров, но продолговатый, «крокодилий» череп, свойственный плиозаврам. Ученые назвали его серпентизухопсом Пфистер (Serpentissuchops pfisterae), или «крокодилолицым змеиным существом Анны Пфистер» — по характерным внешним признакам и имени землевладелицы, передавшей остатки древнего животного в музей.

Скелет ящера сохранился довольно хорошо. В руках палеонтологов оказалось больше трети его костей, так что ученые смогли довольно точно оценить размеры серпентизухопса. Это было довольно крупное животное, достигавшее в длину до семи метров, с гладкими коническими зубами, характерными для охотника за рыбой и моллюсками. Судя по широким шейным позвонкам, существо могло совершать сильные и резкие движения головой из стороны в сторону, выхватывая добычу из косяков.

Известные кости серпентизухопса: в основном сохранился позвоночник / © phys.org

Серпентизухопс жил в позднем меловом периоде, около 70 миллионов лет назад, так что не мог быть предком плиозавров, которые к тому времени уже вымерли. Учитывая, что ученые отнесли животное к семейству поликотилид, куда входили длинномордые короткошеие плезиозавры, его странный внешний вид — сочетание унаследованной от предков «крокодильей» головы и вторично развившейся «змеиной» шеи.

Исследование опубликовано в журнале iScience.