28.09.2022
4 746

Астероид, удар которого оставил самый крупный кратер на Земле, оказался еще больше, чем думали прежде

Ученые выяснили, что до сих пор недооценивали диаметр небесного тела, при падении которого образовался самый обширный ударный кратер на нашей планете — Вредефорт в Южной Африке. Новые оценки его размеров объясняют и то, почему выброшенные этим ударом породы обнаруживаются в Карелии.

Остатки импактной структуры Вредефорт: вид из космоса
Остатки импактной структуры Вредефорт: вид из космоса / ©NASA / Автор: Lampronia Auxilius

Сегодня на поверхности Земли идентифицировано 190 ударных кратеров. Самый крупный из них — южноафриканский кратер Вредерфорт, диаметр которого оценивается в 250-280 километров. Он образовался в результате падения небесного тела около двух миллиардов лет назад, что делает его еще и одним из самых древних на планете.

Проведенные ранее расчеты показали, что это мог быть астероид диаметром 10-15 километров, двигавшийся на скорости 15 километров в секунду. Однако новая работа ученых из Рочестерского университета в США показала, что мы сильно недооценивали его размеры. Судя по этим данным, небесное тело набирало 20-25 километров и врезалось в поверхность Земли на скорости до 20 километров в секунду. Статья Мики Накаджимы (Miki Nakajima) и его коллег опубликована в The Journal of Geophysical Research.

За прошедшие миллиарды лет эрозия и другие геологические процессы почти стерли очертания Вредефорта. Скорее всего, за это время он стал несколько меньше, но изначально мог достигать почти 300 километров в поперечнике. К тому же большую часть его площади сегодня занимают сельскохозяйственные угодья, что дополнительно затрудняет оценки истинных размеров кратера, а значит, и тела, которое его оставило.

Так выглядит эпицентр древней катастрофы сегодня. Купол кратера Вредефорт внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО / © Geoff Mason, UNESCO WHC

В своей работе американские ученые опирались на новые данные о его очертаниях, а также использовали модель iSALE, позволяющую симулировать импактные (ударные) события. Расчеты показали, что 15-километровое тело на скорости 15 километров в секунду могло создать кратер не более 172 километров в диаметре. Чтобы создать кратер больших размеров при скорости 15 километров в секунду, астероид должен был достигать 25 километров в диаметре либо двигаться значительно быстрее.

Эти цифры ученые использовали и для исследования того, как в дальнейшем распределялась масса, выброшенная ударом небесного тела. Сегодня ее отложения находят даже в России, в Карелии. Исходя из характеристик этого слоя, а также опираясь на свою модель, авторы работы показали, что во времена падения астероида эта местность располагалась на расстоянии всего лишь 2000-2500 километров от него — куда ближе, нежели сегодня.

Новые оценки делают это небесное тело намного значительнее, чем даже знаменитый астероид, падение которого связывают с кратером Чиксулуб и мел-палеогеновым вымиранием, в результате которого исчезли все нелетавшие динозавры. «В отличие от Чиксулуба, импактное событие Вредефорт не оставило следов массового вымирания, поскольку в то время существовали лишь одноклеточные живые организмы и не было никаких деревьев. Однако его влияние на глобальный климат могло быть даже более значительным, чем у Чиксулуба», — пояснил Мики Накаджима.