26.08.2022
1 083

Гигантский мозазавр доминировал в морях накануне мел-палеогенового вымирания

5.1

Палеонтологи описали прежде неизвестного убийцу конца мелового периода — мозазавра Thalassotitan, который занимал положение высшего морского хищника, как сегодняшние косатки и большие белые акулы.

©University of Bath

В то далекое время, когда на суше доминировали динозавры, Мировой океан оставался царством морских рептилий: сперва — ихтиозавров и плезиозавров, а позднее — мозазавров, расцвет которых пришелся на последний период перед мел-палеогеновым вымиранием около 66 миллионов лет назад. Некоторые эти животные набирали более 10 метров в длину и удерживались на вершине пищевых пирамид в своих экологических нишах. Нового мозазавра-сверххищника описали палеонтологи из британского Университета Бата. Их статья опубликована в журнале Cretaceous Research.

Окаменелые останки нашли на территории современного Марокко и отнесли к верхнему меловому периоду, накануне вымирания. В ту эпоху на суше бродили тираннозавры и трицератопсы. Воды Атлантического океана покрывали север Африки, там обильно рос планктон, который питал массу морских животных. Этими животными, по-видимому, и питались мозазавры, которым Николас Лонгрич (Nicholas Longrich) и его коллеги дали имя Thalassotitan atrox.

Мозазавры — далекие родственники современных варанов, они были похожи на них даже внешне, разве что вместо лап несли плавники, а хвост был уплощен для плавания. Примерно так выглядел и Thalassotitan atrox, набирая при этом потрясающие размеры. Один только череп животного достигал полутора метров, а целиком — свыше девяти метров. Важной особенностью этого хищника оказалось строение челюстей — довольно коротких и широких, вооруженных массивными коническими зубами, как у тех же косаток.

Размеры черепа можно оценить по снимку самого Ника Лондрича на его фоне / ©Nick Longrich

Это указывает, что мозазавр питался не только рыбой, а весьма широким спектром жертв, занимая в своих экосистемах такое же положение, что косатки или большие белые акулы сегодня — сверххищники, охотящиеся на все, что попадется на пути. Напомним, иногда косатки нападают даже на синих китов, самых крупных животных в мире. О том же говорят многочисленные повреждения зубов мозазавра, что совершенно не свойственно животным, специализирующимся на рыбах. Скорее всего, T. atrox атаковал других мозазавров, которые были намного лучше защищены, чем рыбы.

Реконструкция морского сверххищника Thalassotitan /©Andrey Atuchin

Действительно, такие жертвы были найдены рядом с останками самого хищника. По соседству с ними обнаружили кости и зубы крупной хищной рыбы, морской черепахи, плезиозавра, а также как минимум трех других мозазавров, сохранивших следы воздействия кислоты. Ученые предполагают, что они были съедены T. atrox, оставшись в виде отдельных фрагментов, не подходящих для переваривания.

«Мы не можем в точности сказать, какие именно виды животных поедали эти мозазавры. Но у нас есть кости морских рептилий, убитых и съеденных крупным хищником. И они найдены там же, где и Thalassotitan, вид, точно подходящий под профиль убийцы, — отметил Ник Лондрич. — Thalassotitan был потрясающим, устрашающим животным».