13.10.2023
Юлия Трепалина

Палеонтологи выяснили особенности роста морских крокодилов юрского периода

4.1

Ученые мало исследовали то, как росли телеозавриды — вымершие морские крокодиломорфы. Пробелы в этой области устраняет новое исследование немецких ученых. Образцами для него послужили окаменелые останки 62 особей самого распространенного вида телеозаврид — Macrospondylus bollensis.

Macrospondylus bollensis / © Wikimedia Commons, Dinopedia / Автор: Lampronia Auxilius

В работе, опубликованной в журнале Papers in Palaeontology, рассмотрены окаменелости из сланцев Посидония в Германии, возраст которых превышает 180 миллионов лет (юрский период). Это месторождение окаменевших животных известно практически полной сохранностью останков. В Посидонии обнаружили эмбрионы ихтиозавров, кальмаров с чернильными мешками и омаров, причем их отпечатки даже позволяют различить многие мягкие ткани.

Команда из Государственного музея естествознания в Штутгарте (Германия) под руководством палеонтолога Микелы Джонсон (Michela Johnson) изучила краниальные и посткраниальные элементы скелетов 16 молодых, семи подростков и 39 взрослых телеозаврид M. bollensis.

Выполнив более двух десятков измерений, исследователи выяснили, что для особей этих животных всех возрастных групп был характерен так называемый изометрический или почти изометрический рост. Это означает, что отдельные части тела и органы растут примерно с такой же средней скоростью, как тело в целом.

A – череп; B – передняя конечность; C – задняя конечность; D – таз; E – длина тела / © Michela M. Johnson et al., Papers in Palaeontology (2023)

Между тем у многих позвоночных некоторые части, например ноги, вырастают либо быстрее, либо медленнее остального тела.

По словам Микелы Джонсон, изометрический рост необычен для позвоночных. Но это объясняет, почему молодые особи M. bollensis внешне очень похожи на взрослых.

Кроме того, анализ показал, что по размеру конечностей телеозавриды Macrospondylus bollensis отличались от живущих сегодня аллигаторов и крокодилов. Однако ученые обнаружили сходства с гавиаловыми крокодилами (Tomistoma schlegelii), а также с гангским гавиалом (Gavialis gangeticus), которому грозит исчезновение.

Почему у вымерших крокодиломорфов M. bollensis был изометрический рост, пока не ясно. По всей видимости, какие-то неизвестные особенности жизни древних крокодилоподобных рептилий заставляли их молодых и взрослых особей вести похожий образ жизни. Для большинства современных крокодилов это нехарактерно, потому что в юном возрасте они охотятся на одну добычу (малоразмерную, включая рыб), а во взрослом — на другую (включающую крупных наземных животных).

«Наше исследование поднимает новые вопросы об экологии и образе жизни этих животных, которые мы надеемся прояснить в дальнейших работах», — заявила палеонтолог.

Ранее в окаменелых останках древних ящеров под названием майазавры ученые увидели подтверждение того, что многие динозавры на самом деле были теплокровными и активными животными. Сравнение костей майазавров на разных стадиях роста показало, что эти животные поглощали огромное количество питательных веществ в период взросления.