10.12.2021
11 728

Небный клапан помог крокодилам пережить динозавров

4.7

Международная группа ученых обнаружила свидетельства особой анатомии у древних родственников крокодилов, которые позволяли им дышать под водой, пока их добыча, находившаяся у них во рту, испускала дух.

Художественная реконструкция Amphicotylus milesi / ©phys.org

Современные крокодилы имеют ноздри, которые повернуты назад, к глазам животного. Это способствует тому, чтобы вода при погружении не сразу попадала в дыхательные пути. Кроме того, у этих существ есть особый небный клапан в горле, при помощи которого крокодил может дышать через рот, когда находится на берегу. На суше клапан открыт, а в воде закрывается, чтобы предотвратить ее попадание в легкие.

Ученые из университетов Хоккайдо (Япония) и Карлтонского (Канада) считают, что похожий клапан могли иметь и дальние родственники крокодилов. И это приспособление помогло им пережить динозавров. Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Скелет гониофолидида / ©phys.org

Наверняка узнать об этом нельзя, поскольку небо состоит из мягких тканей, не сохраняющихся в палеонтологической летописи. Чтобы прийти к таким выводам, команда детально проанализировала анатомию черепа гониофолидид — дальних родственников нынешних крокодилов, полуводных крокодилообразных средних размеров, живших между ранним юрским и поздним меловым периодами. Эти существа известны по всей Лавразии.

Изученный вид носит имя Amphicotylus milesi, его останки нашли в штате Вайоминг в 1993 году. Гониофолидид достигал 2,3 метра в длину и весил, вероятно, около 227 килограммов. Исследуя анатомию горла животного, палеонтологи выяснили, что его верхняя часть имела схожее с современными крокодилами строение. Кроме того, оказалось, что у Amphicotylus milesi имелась также короткая кость, которая поддерживает язык у нынеживущих крокодилов.

Все это, по мнению ученых, указывает на то, что как минимум один из гониофолидид, вероятно, обладал таким же небным клапаном, который есть у современных крокодилов. Исследователи даже считают, что именно это приспособление помогло предкам этих животных стать более адаптивными и пережить динозавров. Ведь благодаря небному клапану крокодил способен дышать под водой, даже если во рту его находится добыча, которую он пытается утопить, затаскивая на дно.