31.05.2023

Птерозавры мелового периода могли жить за полярным кругом

5.6

Окаменелые фрагменты крылатых рептилий нашли на крайнем юге Австралии. Сто миллионов лет назад эта часть континента находилась за полярным кругом, там было довольно холодно и темно. Ученые не знают, как птерозавры существовали в таких условиях, мигрировали ли в теплые края или могли переживать холодное и темное время года.

Реконструкция облика австралийских птерозавров
Реконструкция облика австралийских птерозавров / ©Peter Trusler / Автор: Наталья Федосеева

На южной оконечности Австралии находится «Бухта динозавров» — место, где обнаруживают множество окаменелостей мелового периода. Недавно там нашли останки крылатых птерозавров возрастом около 107 миллионов лет — древнейшие на этом континенте. В ту эпоху континенты располагались иначе и местность находилась глубоко в пределах полярного круга, где Солнце не показывалось месяцами.

Как птерозавры выживали там, неясно: возможно, они впадали в спячку, либо мигрировали в более теплые края, либо все-таки продолжали активно охотиться в темноте. Об этом рассказывается в новой статье ученых из Университета Кертин, опубликованной в журнале Historical Biology.

Древние родственники птиц, птерозавры, были крылатыми рептилиями, самые известные среди них — птеродактили. По-видимому, они были широко распространены: сегодня останки птерозавров обнаруживают на разных континентах, включая север Австралии. Однако на юге их до сих пор не находили. «Бухта динозавров» тогда находилась в довольно экстремальных условиях, за границей полярного круга. Хотя климат Земли в ту эпоху был намного теплее нынешнего, там все равно было достаточно холодно, а главное — темно.

Сравнительные размеры крупных птерозавров Ferrodraco и вновь найденных — взрослой и молодой особей / ©Adele Pentland

С тех пор как в «бухте» начали обнаруживать останки древних ящеров, палеонтологи стали активнее обсуждать проблему их теплокровности и способности долгое время жить при почти полном отсутствии солнечного света. Теперь подобные дискуссии охватят и птерозавров: именно им принадлежали три окаменелости, найденные недавно на некогда холодном юге Австралии. По данным профессора Тома Рича (Tom Rich) и его коллег, две окаменелости были тазовыми костями взрослого и молодого ящеров, третья — фрагментом крыла.

Судя по их величине, эти «заполярные птерозавры» не были слишком крупными. Размеры взрослой особи были сравнимы со средней птицей, а размах крыльев достигал примерно двух метров. В отсутствие костей черепа определить их видовую и родовую принадлежность не удалось. Но главной загадкой остается все-таки образ жизни этих птерозавров. Несмотря на более теплый климат, Заполярье и тогда было местом достаточно холодным, а в течение нескольких месяцев в году — таким же темным, как сегодня.

Каким образом крылатые рептилии выживали там и добывали пищу, неясно. Ученые сомневаются, что птерозавры с их высоким уровнем метаболизма были способны к спячке. Миграция, благодаря которой они переживали неблагоприятное время в более теплых краях, кажется более реалистичным вариантом. Но возможно, что они каким-то образом переносили холода, как это делали и некоторые нелетавшие динозавры в Арктике.