Какие профессии востребованы сегодня?
3 июня
Анна Новиковская

Особые условия Мексиканского залива смягчили массовое вымирание морской фауны в конце палеоцена

3.5

Пятьдесят пять миллионов лет назад в результате мощного, хоть и краткосрочного глобального потепления Мировой океан стал кислее, чем сегодня, что привело к массовому вымиранию морских животных. Однако в Мексиканском заливе дела обстояли значительно лучше, и причиной тому была уникальная геология этого места.

Устье реки Миссисипи, впадающей в Мексиканский залив: если бы геологические процессы не развернули реки Северной Америки на юг, морской жизни в заливе пришлось бы тяжко / ©mississippiriverdelta.org

Пятьдесят пять миллионов лет назад, на границе палеоцена и эоцена, жизнь на планете Земля, все еще оправляющуюся от последствий предыдущего массового вымирания, постигла очередная неприятность — палеоцен-эоценовый термический максимум. Вулканическая активность привела к резкому (в течение всего 50 тысяч лет) выбросу в океан и атмосферу 12 триллионов тонн углерода, в результате чего температура на планете повысилась сразу на пять-десять градусов Цельсия.

Особенно заметно последствия потепления сказались на Мировом океане: менялись течения и уровень солености, таяли полярные льды, из-за растворения в ней углекислого газа сильно закислялась вода. Некоторые животные смогли адаптироваться к таким изменениям, но другие, например фораминиферы, провалили «тест на прочность» и стали жертвами массового вымирания, унесшего до 50 процентов их видового разнообразия.

Не везде последствия вымирания ощущались одинаково, и некоторые места Мирового океана, такие как Мексиканский залив, пострадали сравнительно мало. Группа американских ученых решила выяснить причину. Для этого они изучили образцы древних отложений, собранные во время бурения нефтяных и газовых скважин.

Во всех образцах обнаружили окаменелости радиолярий — планктонных микроорганизмов, чей скелет обычно состоит из кремнезема. Судя по их обилию, во время термического максимума эти крошки процветали в водах залива, между тем многие другие части Атлантического океана стали практически непригодными для жизни. Вероятно, на их выживании сказались речные стоки, ведь в Мексиканский залив впадает Миссисипи — одна из самых полноводных мировых рек.

Но так было не всегда: примерно за 20 миллионов лет до начала потепления начали подниматься Скалистые горы, что перенаправило русла рек в сторону Мексиканского залива. С ростом мировых температур начали таять горные ледники, в результате увеличился сток питательных веществ, а в устьях рек залив оказался буквально битком набит едой для микроскопического планктона. Вероятно, поступление пресной воды ослабляло закисление морской, а благодаря сохраняющейся связи с Атлантическим океаном уровень солености не падал ниже критических значений.

Некоторые виды радиолярий: изобилие этих микроорганизмов говорит об избытке питательных веществ и нормальной солености воды / ©eurekalert.org

Особый интерес к вопросу о том, как морская жизнь пережила древнее глобальное потепление, вызывает нынешняя климатическая ситуация. Учитывая, что в год человечество выбрасывает в окружающую среду около 10 миллиардов тонн углерода, мы можем достигнуть уровня палеоцен-эоценового термического максимума всего за тысячу лет.

Возможно, обитатели уникальных мест, подобных Мексиканскому заливу, смогут пережить очередное испытание. Но вот жителям остальной части Мирового океана может так не повезти.

Исследование опубликовано в журнале Marine and Petroleum Geology.