11.07.2016
Редакция Naked Science

Крупные динозавры оказались склонны к воркованию

Древние представители группы архозавров, в том числе динозавры, могли отличаться склонностью к вокализации с закрытой пастью в зависимости от размера особи. Об этом свидетельствует исследование, проведенное орнитологами Техасского университета (США).

postosuchus

В рамках исследования ученые проанализировали выборку из 208 видов птиц — потомков архозавров наряду с крокодилами — и выделили 52 вида, для которых характерно использование вокализации с закрытым клювом. При таком способе звукоизвлечения воздух из дивертикул выталкивается через кожу на шее вместо открытого клюва, формируя подобие воркования, при этом громкость и тональность звука снижаются. По словам ученых, вокализация с закрытым клювом чаще проявляется в ситуациях призыва (сородичей, партнера) и столкновения с врагом.

Мониторинг показал, что за всю историю архозавров техника вокализации с закрытой пастью видоизменялась по меньшей мере 16 раз. Вместе с тем такие сигналы оказались свойственны только животным относительно крупного размера — не меньше современного голубя. В случае динозавров это также могли быть рокочущие и гудящие звуки.

Несмотря на отсутствие ископаемых свидетельств, исследователи убеждены, что подобие воркования могло составлять основу голосового сигнализирования древних рептилий, в частности в период спаривания.

«Для того, чтобы представлять, как звучали сухопутные динозавры, мы должны понять, как поют современные птицы. Это вносит в мир Юрского периода колоссальное разнообразие. Помимо птеродактелей, выпученными шеями и богатой вокализацией с закрытой пастью могли обладать и другие рептилии», — сообщила профессор Джулия Кларк.

В последующих исследованиях ученые намерены объединить данные из палеонтологии, экспериментальной физиологии, генетики и звукового моделирования для того, чтобы прояснить техники звукоизвлечения, которые применялись динозаврами.