24.10.2018
Редакция Naked Science
1 004

Динозавры могли дышать «по-птичьи» и намного эффективнее нас

Легкие динозавров не раздувались с каждым вдохом, но могли извлекать кислород эффективнее наших — почти как сложная дыхательная система птиц.

dino0

Полет — занятие чрезвычайно энергозатратное, и дыхательная система птиц устроена весьма особенным образом, позволяя им эффективнее получать кислород из воздуха. Их легкие не содержат упругих альвеол, не расширяются и не сжимаются с каждым вдохом и выдохом. Они ветвятся миллионами тонких бронхиол, обеспечивающих большую площадь взаимодействия воздуха и крови, и соединены со специальными воздушными мешками. Сложная система обеспечивает омывание легких насыщенным кислородом воздухом и на вдохе, и на выдохе.

Однако когда у птиц появилось такое «двойное дыхание»? Было ли оно свойственно их вымершим родственникам-динозаврам? Эта проблема сохраняется в палеонтологии уже давно. Достаточно вспомнить, что жившие в мезозойскую эру велоцирапторы были знатными бегунами и могли развивать скорость более 60 км/ч. А ведь атмосфера того времени была куда беднее и содержала лишь 10-15 процентов кислорода, а не 20, как современная. Динозаврам требовалось особенно эффективно извлекать его из воздуха, поддерживая такую высокую энергетическую активность.

Чтобы разгадать эту загадку, профессор Манчестерского университета Уильям Селлерс (William Sellers) и его коллеги создали трехмерные модели важных для дыхания частей скелета как современных птиц и крокодилов, так и некоторых нелетающих динозавров, а затем сравнили их анатомию.

В статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, ученые отмечают, что хотя в ее теперешнем виде дыхательная система птиц — приобретение сравнительно недавнее, многие ее элементы существовали уже у динозавров. На это указывают и сходство их позвоночно-реберных суставов, и бугристая внутренняя поверхность костей грудной клетки: устроены они у динозавров «по-птичьи», обеспечивая поддержку жестким трахеолам легких.