Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Динозавры могли дышать «по-птичьи» и намного эффективнее нас
Легкие динозавров не раздувались с каждым вдохом, но могли извлекать кислород эффективнее наших — почти как сложная дыхательная система птиц.
Полет — занятие чрезвычайно энергозатратное, и дыхательная система птиц устроена весьма особенным образом, позволяя им эффективнее получать кислород из воздуха. Их легкие не содержат упругих альвеол, не расширяются и не сжимаются с каждым вдохом и выдохом. Они ветвятся миллионами тонких бронхиол, обеспечивающих большую площадь взаимодействия воздуха и крови, и соединены со специальными воздушными мешками. Сложная система обеспечивает омывание легких насыщенным кислородом воздухом и на вдохе, и на выдохе.
Однако когда у птиц появилось такое «двойное дыхание»? Было ли оно свойственно их вымершим родственникам-динозаврам? Эта проблема сохраняется в палеонтологии уже давно. Достаточно вспомнить, что жившие в мезозойскую эру велоцирапторы были знатными бегунами и могли развивать скорость более 60 км/ч. А ведь атмосфера того времени была куда беднее и содержала лишь 10-15 процентов кислорода, а не 20, как современная. Динозаврам требовалось особенно эффективно извлекать его из воздуха, поддерживая такую высокую энергетическую активность.
Чтобы разгадать эту загадку, профессор Манчестерского университета Уильям Селлерс (William Sellers) и его коллеги создали трехмерные модели важных для дыхания частей скелета как современных птиц и крокодилов, так и некоторых нелетающих динозавров, а затем сравнили их анатомию.
В статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, ученые отмечают, что хотя в ее теперешнем виде дыхательная система птиц — приобретение сравнительно недавнее, многие ее элементы существовали уже у динозавров. На это указывают и сходство их позвоночно-реберных суставов, и бугристая внутренняя поверхность костей грудной клетки: устроены они у динозавров «по-птичьи», обеспечивая поддержку жестким трахеолам легких.
В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.
Группа дизайнеров и инженеров из ряда именитых компаний под руководством не менее прославленного менеджера и энтузиаста из IBM создала передвижной дом для эскапистов XXI века. Конструкция под названием Jupe способна обеспечить уют и комфорт практически в любой точке мира (кроме холодного климата), а устанавливается за пару часов.
Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.
Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.
«Убить» Windows иконкой: обнаружен баг, повреждающий данные на диске при открытии любого типа файлов
Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.
В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.
В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.
Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.
Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.
Комментарии