Бесчелюстные предки оказались успешнее, чем предполагалось — Naked Science
02.10.2020

Бесчелюстные предки оказались успешнее, чем предполагалось

4.7

Коллектив ученых под руководством Бристольского университета показал, что древние рыбоподобные существа могли хорошо плавать и были довольно разнообразны, несмотря на отсутствие челюстей и нередко — парных плавников.

Представитель бесчелюстных / ©i.pinimg.com

Работа опубликована в журнале Current Biology. Бесчелюстные рыбы относятся к архаичной группе животных, практически полностью вымерших на сегодня (один из современных представителей надкласса — минога). У таких существ уже был череп, но не было челюстей и зачастую парных плавников.

Расцвет этой грады приходился на кембрий (около 541-485 миллионов лет назад), закат же — на период появления и распространения челюстных рыб. При этом палеонтологические находки показывают, что бесчелюстные господствовали в морях вплоть до силура (430 миллионов лет назад).

Считается, что они были малоподвижными существами с плохой маневренностью, которые, условно говоря, только и умели, что ползать по дну и собирать остатки органики. И что с появлением челюстноротых с их парными плавниками и умением проворно плавать и охотиться эта группа животных вымерла. Однако исследование ученых из Бристольского университета (Великобритания) показывает, что эволюционная история, вероятно, происходила иначе.

Чтобы проверить это, исследователи использовали компьютерное моделирование, воссоздав «аватары» вымерших бесчелюстных, которые должны были взаимодействовать с такими же виртуальными водными течениями. Главной «моделью» стали остракодермы — группа бесчелюстных с хорошо развитым экзоскелетом, покрывающим их от головы до хвоста (наличие такого панциря — главный аргумент в пользу того, что эти существа были маломаневренными).

Моделирование показало, что всевозможные шипы и наросты на головах этих животных служили им в качестве гидродинамических приспособлений. А разная форма черепа необходима была для адаптации к разным положениям в водной толще: ниже ко дну или выше к поверхности. При этом разнообразие их было довольно высоко.

Но главное — исследователи показали, что многие из этих существ хорошо адаптировались к плаванию. Таким образом, ученые делают вывод, что бесчелюстные были неплохо приспособлены к своей среде, а эволюционную гипотезу происхождения челюстных можно назвать более сложной, чем считалось ранее.