02.12.2022
4 201

В развитии синдрома раздраженного кишечника обвинили гравитацию

5.4

Синдром раздраженного кишечника связывают то с нарушением его иннервации, то с моторикой, то с микрофлорой. Но возможно, верны все эти гипотезы сразу: нарушения, ведущие к развитию болезни, могут иметь общий корень. Согласно новой гипотезе, они возникают из-за неспособности организма выдерживать постоянное действие силы тяжести.

©CC BY-SA 4.0

До десяти процентов жителей Земли хронически страдают синдромом раздраженного кишечника (СРК). Болезнь известна уже более ста лет, однако точные причины ее возникновения до сих пор неизвестны. Чаще всего синдром связывают с нарушением взаимодействия между нейронами кишечника и головного мозга. Недаром некоторым больным помогают прием антидепрессантов и даже психотерапия. В то же время у других симптомы СРК снимаются с помощью антибиотиков, диеты с пониженным содержанием клетчатки и фекальной трансплантации. Это поддерживает гипотезу о роли микрофлоры в развитии болезни.

Существуют и альтернативные версии, включая гиперчувствительность кишечника, нарушения его моторики и тому подобное. «Я подумал, а что, если все они правы одновременно? — говорит профессор из Седарс-Синайского центра медицины Бреннан Шпигель (Brennan Spiegel). — Присмотревшись ко всем теориям СРК, от моторики до бактерий и нейропсихологии, я понял, что все они указывают на гравитацию. Поначалу это показалось странным, но чем больше мы с коллегами работали над этой идеей, тем более разумной она стала выглядеть». Статья Шпигеля и его соавторов опубликована в The American Journal of Gastroenterology.

В самом деле, гравитация непрерывно стремится сжать наш позвоночник, сместить органы вниз. В теле имеются структуры, удерживающие их на своем месте. Однако у некоторых людей эти структуры могут постепенно уступать силе гравитации. Соединительная ткань со временем растягивается, что приводит к смещению тяжелого кишечника, к тому же придавленного сверху диафрагмой. Все это способно вызывать проблемы и с моторикой желудочно-кишечного тракта, и аномальный рост его микрофлоры.

Далее Шпигель и его коллеги развивают идею применительно к нервной системе. По их предположению, ощущение резкого падения недаром отзывается именно в нижней части живота. Расположенные там нейроны могут служить своего рода датчиками силы тяжести, сигнализируя организму об опасности. При смещении кишечника вниз их работа нарушается, и центральная нервная система получает ложные сообщения, из-за которых также могут развиваться симптомы раздраженного кишечника.