17.08.2020
3 237

Сифилис мог распространяться в Европе задолго до Колумба

5.8

Считается, что сифилис привезли из Америки, однако анализ ДНК трепонем, заражавших европейцев сотни лет назад, показал, что они могли распространяться на континенте задолго до Колумба.

Череп древнего жителя Финляндии сохранил характерные для сифилиса повреждения костей / © Kati Salo, Finnish Heritage Agency

Разные подвиды бледной трепонемы Treponema pallidum вызывают тропические заболевания — фрамбезию и беджель. Но куда известнее подвид pallidum, возбудитель сифилиса, который чрезвычайно широко распространился в Европе с конца XV века и сохраняется вплоть до нашего времени. Его появление остается загадкой, и одна из самых известных гипотез связывает сифилис с открытием Америки, откуда европейские моряки могли привезти бледную трепонему домой. Другая версия указывает на возможность того, что сифилис заражал европейцев с еще более древних времен.

В поддержку этой гипотезы выступили Верена Шунеман (Verena Schünemann) из Цюрихского университета и ее коллеги, изучившие останки людей, которые жили сотни лет назад на территории современных Финляндии, Эстонии и Нидерландов и сохранили признаки сифилитического поражения. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

У четырех из девяти изученных останков удалось выделить и проанализировать ДНК Treponema pallidum. Молекулярный анализ позволил проследить генетическую линию этих штаммов вплоть до базовой группы, от которой около 2500 лет назад произошли возбудители и фрамбезии, и беджеля. А у скелета из Нидерландов идентифицирован еще один возможный подвид трепонемы, прежде неизвестный ученым — и, по-видимому, не дошедший до нашего времени.

Исходя из этого ученые заключают, что бледная трепонема существовала и эволюционировала в Европе задолго до открытия Америки. Более того, эти инфекции были так распространены, что один и тот же человек вполне мог страдать сразу от нескольких болезней, вызываемых этими спирохетами.