23 августа
Никита Логинов
2 217

Сидячий образ жизни не повышает риск деменции, если активно работать головой

4.4

Чтение и работа за компьютером сглаживают негативный эффект малой подвижности. А вот с последствиями просмотра ТВ не могут справиться даже регулярные физические упражнения.

Мозг больного деменцией и здорового человека
Мозг страдающего от деменции (слева) и мозг здорового человека (справа) / © UCSF

Биологи из Университета Южной Калифорнии и Университета Аризоны (США) обработали данные более 146 тысяч жителей Великобритании старше 60 лет, собранные в британском Биобанке за 12 лет. Ученые хотели уточнить связь между уровнем физической активности и риском развития деменции (возрастного слабоумия). Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Из 146 тысяч исследуемых людей поначалу все имели здоровый мозг, но к концу 12-летнего периода наблюдений 3507 участникам диагностировали деменцию в той или иной форме. После обработки данных биологи скорректировали результаты по возрасту, полу, национальности, типу занятости, времени сна, наличию вредных привычек и другим факторам, влияющим на здоровье мозга. Вывод оказался несколько неожиданным.

«Не количество времени, проведенного в сидячем положении, а тип деятельности в это время — вот что на самом деле влияет на риск развития слабоумия», — говорит Дэвид Райхлен, профессор биологических наук и антропологии в Университете Южной Калифорнии, один из авторов исследования.

Малоподвижный образ жизни и низкий уровень физических нагрузок традиционно называют одной из основных причин развития деменции. При этом фактор малоподвижности считается контролируемым: некоторые исследования показали, что физические упражнения на свежем воздухе способны защитить целостность мозга и снизить вероятность появления слабоумия.

Новая работа американских ученых ставит под сомнение эти данные. Оказалось, многое зависит от того, как именно человек проводит свои «сидячие часы». Если он подолгу смотрит телевизор, то даже систематические занятия спортом не могут сгладить разрушительные последствия для пожилого мозга. Во время просмотра ТВ ослабевает кровоток, клетки мозга получают намного меньше кислорода и питательных веществ. Это повышает риск развития деменции.

И наоборот: высокая умственная активность даже при сидячем образе жизни способна снизить угрозу слабоумия. К таким полезным для мозга «сидячим часам» ученые отнесли чтение и работу за компьютером. Эти занятия усиливают мозговой кровоток и нейтрализуют негативные последствия малой подвижности. Нагрузка на мозг может даже компенсировать просмотр телевизора.

Авторы исследования считают, что государственные и общественные программы по защите от нейродегенеративных заболеваний необходимо скорректировать с учетом новых данных. По словам Джина Александера, профессора психологии в Институте мозга Университета Аризоны, многие люди думают, что достаточно просто быть активнее в течение дня, чтобы компенсировать сидячий образ жизни, но в действительности это может оказаться полностью бесполезным.