20.04.2023
5 196

Появление седины связали с нарушением подвижности стволовых клеток

4.9

Нарушение синтеза пигмента волос вызывает их поседение. Оно вызывается снижением числа производящих пигмент меланоцитов. Ученые выяснили, что их количество падает из-за «залипания» стволовых клеток в одной области волосяного фолликула, где они не могут превратиться во взрослые меланоциты.

©Jenny Addison, Flickr / Автор: Артем Фомин

Цвет волос определяется прежде всего количеством и распределением в них пигмента меланина. Он синтезируется и накапливается в клетках — меланоцитах, расположенными в волосяных фолликулах. В свою очередь, меланоциты образуются из находящихся там же стволовых клеток. У многих людей с возрастом, при определенных генетических «склонностях» или в результате стресса, этот процесс может сбоить. Производство меланина останавливается, в волосах остается множество воздушных полостей, и они седеют. Ученые из Университета Нью-Йорка показали, что стволовые клетки перестают превращаться в меланоциты из-за нарушений в подвижности. Статья опубликована в журнале Nature.

Профессор Рональд Перельман (Ronald Perelman) и его коллеги исследовали поведение стволовых клеток — предшественниц меланоцитов (Melanocyte Stem Cells, McSC) у мышей. Выяснилось, что по мере созревания эти клетки перемещаются в разные участки фолликула, где взаимодействуют с разным набором сигнальных белков, которые регулируют их превращение в меланоциты. Однако иногда McSC задерживаются в определенной области фолликула, и тогда их нормальное развитие останавливается.

Эта область — балдж — служит основным местом скопления стволовых клеток, а их созревание в норме идет глубже, у самого основания фолликула. Ученые показали, что с возрастом у мышей количество McSC в балдже увеличивается в несколько раз и они не переходят в зрелые меланоциты годами. Теперь Перельман с соавторами собираются открыть способ «высвободить» McSC из балджа, чтобы восстановить их здоровую активность. Возможно, в будущем это позволит найти средство, навсегда избавляющее от седины.