Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В СФУ рассказали о генетических связях загадочного растения Южной Сибири
Ученый Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Николай Степанов принял участие в изучении эндемичного реликтового растения Южной Сибири – рябчика Сонниковой (Fritillaria sonnikovae). Были исследованы эволюционные взаимоотношения этого растения, распространенного в Западных Саянах, с другими представителями рода, в частности, выявлено сходство и различия с рябчиком Максимовича, распространенным на Дальнем Востоке. Кроме того, ученый СФУ рассказал о дискуссии по поводу объединения рябчика Сонниковой и рябчика Максимовича в один вид. На сегодняшний день бесспорно лишь то, что эти виды объединяет исключительно происхождение от общего предка.
Рябчиками называют род растений, который генетически близок к лилиям и тюльпанам. В отличие от лилий лепестки у рябчика всегда прямые, образующие правильный колокол шахматной (рябой) расцветки – именно этой особенности обязан рябчик своим названием. Рябчик Сонниковой был обнаружен сравнительно недавно, в 2010 году. Это локально распространенный вид, предпочитающий селиться на лесостепных участках и сухих скалистых выступах Западного Саяна.
«Это растение распространено на территории от поселка Майна в Хакасии и до Саяно-Шушенского заповедника, но есть у него одна хитрость – рябчик заметен только в период цветения, в конце мая – начале июня. Отцветая, растение быстро отмирает – попробуй отыскать его следы, если луковица надежно спрятана в почве. Высота стебля – около полуметра, цветок крупный, повислый, как у многих лилейных. Новосибирские специалисты первыми описали этот вид и назвали его в честь ботаника Саяно-Шушенского заповедника Александры Сонниковой», – рассказал соавтор исследования, профессор кафедры водных и наземных экосистем СФУ, заведующий лабораторией «Гербарий» Николай Степанов.
По словам ученого, первое описание рябчика Сонниковой появилось в авторитетном ботаническом журнале Turczaninowia, а после растение сравнивали с рябчиками дагана и Ройле, однако только с развитием филогенетических методов стало возможно определить, какое же место занимает в «семейном древе» рябчиков новый вид. Оказалось, растение имеет наибольшее генетическое сходство с дальневосточным рябчиком Максимовича, вследствие чего иркутские ученые склонны считать находку тем же самым растением с минимальными отличиями, возникшими в экстремальных условиях существования. Однако Николай Степанов считает этот вывод необоснованным: «Рябчик Максимовича растет в тайге, а не в предгорьях, предпочитает хорошо увлажненные участки леса, а не засушливость, он в два раза меньше рябчика Сонниковой, и цветок у него более компактный, куцый».
По мнению красноярского специалиста, связывает эти два вида растений-рябчиков исключительно общий далёкий предок, живший еще до наступления Ледникового периода в обширных широколиственных лесах, простиравшихся от Сибири до Дальнего Востока. Когда же ледник отступил, каждая из популяций растений-потомков, оказавшись изолированной от других, стала развиваться своим путем.
«В пользу моего утверждения говорят и выводы генетиков: рябчик Сонниковой однозначно не смешивался генетически с рябчиком Максимовича. Это свидетельствует о том, что виды всё же разные, хотя и родственные», – заметил Николай Степанов.
На сегодняшний день рябчик Сонниковой – желанный трофей для коллекционеров редких растений и садоводов-любителей, однако в культуре растение жить не хочет – приживается с трудом или погибает. Эксперты считают, что со временем, возможно, удастся отыскать подход к реликтовому цветку. Также предстоит выяснить свойства нового вида – пока очевидно лишь, что он не ядовит для человека.
Работа проводилась совместно с учеными из Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН, Института общей и экспериментальной биологии СО РАН и Центрального сибирского ботанического сада СО РАН.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии