Сделан шаг к созданию эффективного метода отказа от курения — Naked Science
12 января

Сделан шаг к созданию эффективного метода отказа от курения

4.8

Американские ученые уточнили, как фермент NicA2 разлагает никотин. Это открывает перспективы для создания реальной «вакцины от курения».

Сделан шаг к созданию эффективного метода отказа от курения / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Nature Chemical Biology. В 2018 году нашумевшие исследования на никотинозависимых мышах показали, что грызуны избавляются от своего недуга, когда в их организм вводят созданную в лаборатории форму фермента под названием NicA2 (он возникает естественным путем у бактерий, обнаруженных на табачных полях).

Модифицировав структуру фермента, ученые приблизились к созданию так называемой вакцины от курения. Первоначальное исследование показало, что у крыс при ее введении не наблюдалось даже абстинентного синдрома, а никотиновая зависимость уходила навсегда.

Но дальнейшее изучение вопроса выявило проблемы: фермент разлагал никотин так медленно, что приходилось использовать его в огромных количествах, чтобы увидеть положительный эффект. Поэтому адекватное применение NicA2 людьми было затруднительным.

Чтобы разложить никотин, этому ферменту требуется акцептор электронов. Таковым считался кислород. Однако ученые из Мичиганского университета (США) обнаружили, что он вовсе не является акцептором электронов для NicA2. Вместо этого исследователи нашли цитохромный белок, входящий в цепь переноса электронов и используемый для выработки энергии в клетках.

Его ученые и идентифицировали как естественный акцептор электронов. Эксперимент показал, что при использовании цитохромного белка в качестве акцептора электронов для нивелирования никотиновой зависимости требуется гораздо меньше фермента NicA2, что можно назвать многообещающим результатом.

На этом, впрочем, исследования фермента не останавливают: еще нужно понять, почему он не вызывает синдром отмены, а также проверить полученные результаты на практике. Но уже сегодня ученые воодушевлены открытием, ведь оно приближает науку к созданию реальной «прививки» от никотиновой зависимости.