Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Привычки за рулем выдали людей с нелеченым апноэ
Страдающие синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС) часто не подозревают о своей проблеме. Чтобы преодолеть сонливость, возникающую на фоне ночного апноэ, люди с этой нелеченой болезнью могут прибегать к определенным приемам. Исследователи из Великобритании рассказали о настораживающих признаках, косвенно указывающих на наличие опасного нарушения.
СОАС также называют «болезнью остановки дыхания во сне». Это наиболее распространенный тип апноэ во время сна. Из научной литературы известно, что он встречается у каждого пятого человека, но только 3,5% его лечат.
Люди с синдромом обструктивного апноэ сна обычно раскатисто храпят. В течение ночи их дыхание многократно прерывается и возобновляется после паузы от нескольких секунд до минуты, как правило, с громким всхрапыванием. В тяжелых случаях число таких остановок дыхания доходит до нескольких сотен за ночь.
Нарушения дыхания у спящего человека заметно ухудшают качество сна, могут вести к серьезным осложнениям и развитию других заболеваний, включая гипертонию, диабет второго типа, инсульт и болезни сердца. Кроме того, из-за сонливости люди с СОАС, которые водят автомобили, больше рискуют попасть в аварию.
Доктор Акшай Двараканатх (Akshay Dwarakanath) с коллегами из Университетской больницы Сент-Джеймс (Великобритания) разработал специальный опросник с акцентом на приемы для преодоления сонливости и усталости. По мнению авторов, он поможет выявлять пациентов с еще недиагностированным апноэ. Работу опубликовал журнал ERJ Open Research.
В исследовании участвовали 119 человек с СОАС, не получающие лечения. Контрольной группой выступили 105 человек без синдрома обструктивного апноэ. Все участники отвечали на вопросы о своей сонливости в целом, сонливости за рулем, способах, которые они применяют для поддержания бдительности во время управления автомобилем, а также о дорожных происшествиях, таких как столкновения.
Выяснилось, что по сравнению с участниками из контрольной группы люди с СОАС чаще прибегали к разным уловкам, чтобы оставаться внимательными за рулем. Почти треть респондентов с апноэ призналось, что использует более трех таких приемов.
Самыми популярными оказались открывание окна в автомобиле, питье чая или кофе и включение радио. Кроме того, люди пели и разговаривали с собой, меняли положение сиденья, жевали резинку или ели. Еще одним приемом была остановка, чтобы пройтись или как-то еще размяться, немного вздремнуть либо умыться холодной водой.
Исследователи установили, что участники с СОАС, использующие более трех таких способов, больше чувствовали сонливость в целом и за рулем, чем люди с апноэ, которые реже практиковали такие приемы. Кроме того, первые чаще вторых попадали в аварии (22,8% против 2,4%).
По словам авторов, наличие комплекса подобных привычек может служить маркером для врачей при диагностике СОАС.
Развитие городского транспорта со временем упирается в пределы наземной инфраструктуры. Рост трафика, дефицит территории и высокая стоимость строительства традиционных магистралей стимулируют поиск альтернативных решений, таких как транспортно-инфраструктурный комплекс uST, не требующий значительного землеотвода под застройку. Белорусские инженеры подробно исследовали возможности применения технологии uST в городской среде.
Недавние расчеты показали, что небольшую вытянутость и наклон орбит планет-гигантов Солнечной системы лучше всего объясняет появление в ней массивного объекта из межзвездного пространства — свободноплавающей планеты или коричневого карлика. Интересно, что эта версия предполагает изначальное присутствие еще одного мира.
Во Франции достраивают международный термоядерный реактор ИТЭР, в проекте которого Россия выступила и инициатором, и поставщиком ключевых компонентов: например, таких, как сверхпроводники, позволяющие магнитам токамака удерживать плазму при температуре до полутора сотен миллионов градусов. Но одновременно с этим проектом в нашей стране работают над национальным проектом токамака с реакторными технологиями (ТРТ), строительство которого начинается во второй половине 2020-х годов. Что будет отличать его от ИТЭР и других реакторов-предшественников — в инфографике Naked Science.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии