21.05.2020
София Жаботинская
2 603

Ученые превратили стволовые клетки в клетки печени и впервые успешно пересадили их младенцу

6.2

Инъекция помогла ребенку дожить до возраста и веса, которые позволяют провести полноценную операцию по пересадке органа.

Эмбриональная стволовая клетка
Эмбриональная стволовая клетка / © MedicalXpress

Японские медики из Национального центра здоровья и развития детей провели первую в своем роде успешную операцию по пересадке новорожденному клеток печени, полученных из эмбриональных стволовых клеток.

Как сообщает медицинский портал MedicalXpress, ребенок, родившийся в октябре 2019 года, страдал от нарушения цикла мочевины, при котором в печени накапливается токсичный аммиак. Трансплантацию печени врачи провести не могли: пациент был слишком маленьким для такого вмешательства. Пересадку этого органа обычно делают не ранее достижения ребенком 13 месяцев и если его вес равен как минимум шести килограммам.

Но оставлять младенца без медицинской помощи тоже было нельзя. Врачи использовали поддерживающую терапию, которая позволила бы ребенку дожить до того момента, как он сможет получить новую печень.

Крохотному пациенту на шестой день его жизни пересадили около 190 миллионов гепатоцитов (клеток печени), полученных из эмбриональных стволовых клеток. Благодаря этому состояние ребенка нормализовалось, концентрация аммиака в его организме снизилась — и он смог дождаться полноценной операции по пересадке печени, которая состоялась в марте этого года. Донором печени стал отец пациента.

«Успех этого испытания подтверждает безопасность [примененного метода] в первом в мире клиническом испытании с использованием человеческих эмбриональных стволовых клеток у пациентов с заболеваниями печени», — говорят сотрудники института, в котором проводилась терапия. Национальный центр здоровья и развития детей — одна из двух организаций в Японии, которая имеет разрешение на работу с эмбриональными стволовыми клетками для создания новых методов лечения.

Специалисты учреждения хотя продолжить испытания своего метода, чтобы в дальнейшем применять его как можно чаще. Введение терапии стволовыми клетками в медицинскую практику позволит спасти жизни многих детей с дисфункциональной печенью.

Ранее ученые из Университета Осаки впервые провели успешную трансплантацию сердечных мышц, которые выращены в лаборатории. Такая процедура позволит сократить число полных пересадок сердца.