Оказалось, что устойчивость к антибиотикам может передаваться от собак их владельцам — Naked Science

Ученые из Португалии выяснили, что домашние собаки способны передавать ген устойчивости к антибиотикам общим с их хозяевами бактериям. В результате люди могут не справиться с серьезными инфекциями. К счастью, такое происходит редко.

Оказалось, что устойчивость к антибиотикам может передаваться от собак их владельцам / ©Getty images

Ген mrc-1 обеспечивает устойчивость грамотрицательных бактерий к колистину и полимиксину, которые относятся к так называемым антибиотикам последней линии обороны или «последнего резерва», критически важным для медицины. Их используют только в крайнем случае, когда все остальные антибиотики не помогают.

Этот вредоносный ген впервые был обнаружен в кишечных бактериях свиней в 2015 году и распространяется посредством горизонтального переноса через плазмиды — небольшие молекулы ДНК, обособленные от хромосом и способные к автономной репликации.

Ученые из Центра междисциплинарных исследований в области здоровья животных факультета ветеринарной медицины Лиссабонского университета (Португалия) провели исследование с участием собак и их владельцев и пришли к выводу, что в некоторых случаях первые могут передавать ген устойчивости к колистину вторым. Работа представлена на Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний.

Специалисты изучали образцы фекалий 126 здоровых жителей Лиссабона, которые проживают со 102 домашними животными (собаками и кошками) с февраля 2018 года по февраль 2020-го. Оказалось, все люди и 61 животное был здоровы, а у 23 питомцев обнаружили инфекции кожи и мягких тканей, у 18 — мочевыводящих путей.

При этом восемь собак (7,8 процента) и четыре человека (3,2 процента) имели бактерии, носящие ген mrc-1. У кошек его не выявили. Дальнейший анализ показал, что бактерии, выделенные у этих собак и людей, были устойчивы к нескольким антибиотикам.

Генетический анализ же продемонстрировал, что в одном случае ген устойчивости был передан от собаки хозяину. При этом ученые говорят, что передача возможна в обоих направлениях. У владельцев животных не было никаких инфекций, поэтому они не нуждались в терапии, больных собак же успешно вылечили.