19.02.2021
4 450

4.8

Исследование ученых из Венгрии показало, что собаки осознают взаимосвязь между своим телом и окружающей средой, то есть обладают определенным самосознанием, а также могут «предсказывать» последствия собственного поведения.

Собаки способны понимать последствия своих действий и отчасти имеют самосознание / ©getty images

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Саморепрезентация — способность удерживать знания о себе, «границах» своего тела. У людей она развилась до очень сложных форм — самосознания. По предположению ученых из Университета Этвеша Лоранда (Венгрия), так как собаки разделяют с нами антропогенную и социальную среду, они могут проявлять и сходные с нами качества — например, саморепрезентативные способности.

В эксперименте участвовали 32 собаки: им предложили принести мяч своему хозяину, стоя на небольшом коврике. Мяч прикрепили к коврику, на котором сидела собака. Таким образом, коврик просто мешал ей выполнить команду. Если бы животное не осознавало связь своего тела с этим фактом, а думало, что оно — некое «продолжение» коврика, — то и не догадалось бы встать с него, чтобы отдать хозяину мяч (который приходилось носить вместе с ковриком).

Во второй, контрольной части эксперимента мяч прикрепляли к земле, а собаки продолжали сидеть на ковриках. Эксперимент показал, что в случае, когда мяч был прикреплен к коврику, на котором сидели собаки, они чаще и охотнее покидали его, чем когда коврик не был препятствием для передачи мяча. На основании этого специалисты сделали следующий вывод: наши четвероногие друзья понимают, что их тело служит «препятствием» на пути к передаче мяча хозяину.

Значит, собаки способны не только осознавать последствия своих действий, но и понимать, что они имеют некое тело, его границы. То есть эти животные хотя бы частично обладают определенным самосознанием. Похожие исследования ранее проводили только на людях и на слонах, которые также показали хорошие результаты по аналогичным тестам.