• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.03.2020, 17:31
София Жаботинская
18,4 тыс

Оказалось, что повышенное потребление сахара приводит к ранней смерти — но не из-за ожирения

❋ 4.7

К преждевременной кончине при любви к сладкому может привести то же, что и при подагре или артрите, а снизить риск помогает вода.

Сахар может навредить, не вызывая ожирение
Сахар может навредить, не вызывая ожирение / © Gipher / Автор: Артем Фомин

Ученые из Лондонского института медицинских наук MRC выяснили, что богатые сахаром диеты могут опасно влиять на здоровье даже вне связи с ожирением и диабетоподобными проблемами метаболизма. Статью об этом они опубликовали в издании Cell Metabolism.

Вред, причиняемый нам излишней любовью к сладкому, чаще всего обсуждается применительно к появлению избыточного веса, ожирения и метаболических проблем, таких как диабет. Известно, что обильная сахаром диета коррелирует с более ранней смертью, которую, как правило, полагают прямым результатом этих нарушений обмена веществ. Однако данные новой работы свидетельствуют о возможности других причин.

Исследование авторы провели на стандартном модельном организме — плодовых мушках дрозофилах. Оно показывает, что ранняя смерть, настигающая тех, кто ест слишком много сахара, связана с накоплением мочевой кислоты — отхода переработки сахаров организмом.

«Как и люди, мухи, которых кормят едой с высоким содержанием сахара, демонстрируют многие признаки метаболических заболеваний — например, они становятся толстыми и приобретают инсулинорезистентность», — говорит доктор Хелена Кохеме, главный автор исследования.

Как и избыток соли, избыток сахара вызывает обезвоживание и жажду: один из ранних признаков диабета как раз и есть неукротимое желание пить. Доктор Кохеме отмечает, что важность водного баланса часто упускается из виду при исследованиях метаболизма, но их команда обратила на это особое внимание. Ученые были удивлены тем, что мухи, потребляющие много сахара по сравнению с контрольной группой своих сородичей, не демонстрируют сокращение продолжительности жизни, если просто имеют возможность больше пить. При этом они все еще имели типичные признаки проблем с метаболизмом, которые обычно ассоциируются с «высокосахарной» диетой.

Оказалось, что повышенное потребление сахара приводит к ранней смерти — но не из-за ожирения – иллюстрация к материалу на Naked Science
Повышенное потребление сахара у дрозофил приводит к разным исходам, в зависимости от количества потребляемой при этом воды / © Kocheme, Kaleta, van Dam et al., Cell Metabolism 2020

Обнаружив такой эффект, команда проверила работу почечной системы этих мух. Они обнаружили, что при избытке сахара у мух накапливается мочевая кислота. Это конечный продукт расщепления пуринов — нуклеотидных оснований, важных строительных блоков нашей ДНК. Сама по себе мочевая кислота — источник образования камней в почках, так как она при избыточной концентрации кристаллизуется в этих органах. Известно, что подобное нарушение происходит при подагре, а она, в свою очередь, нередкий спутник диабета.

Чтобы проверить, как содержание сахара в еде влияет на человека, сотрудники Кильского университета в Германии проверили гипотезу коллег из Великобритании на здоровых добровольцах. «Поразительно, как и у мух, для людей мы обнаружили, что потребление сахара в организме оказалось связано с ухудшением функций почек и повышением уровня пурина в крови», — говорит профессор Кристоф Калета, соавтор исследования.

Ученые смогли предотвратить образование камней, увеличивая объемы питья мух, а также блокируя выработку мочевой кислоты с помощью лекарственных препаратов. Оказалось, в этом случае мухи не умирали раньше. Однако авторы предупреждают, что результаты исследования не означают, что можно сметать булочки в промышленных масштабах, просто добавляя побольше воды в рацион.

У людей ожирение и метаболические проблемы связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а инсулинозависимость по-прежнему не украшает жизнь. Однако данные работы позволяют снизить уровень смертности в группах риска в будущем, так как помогут сфокусировать внимание врачей на неочевидном ранее факторе смертности.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
13 августа, 15:29
Татьяна Зайцева

Молодая женщина, возвращения которой из мертвых местное общество, по-видимому, сильно опасалось, имела скандинавские корни и поэтому могла считаться чужестранкой, предположили авторы нового исследования. Ученые также смогли установить много других интересных подробностей о жизни и смерти девушки.

12 августа, 20:52
Марк Чернов

Качественное дошкольное образование закладывает прочный фундамент успехов на долгие годы вперёд — вплоть до выпускного класса. Двадцатилетнее исследование показало, что дети, которые в возрасте четырех лет перед поступлением в школу посещали бесплатные государственные подготовительные классы, учатся существенно лучше сверстников, посещавших обычные детские сады с упором на простой присмотр или оставшихся на домашнем воспитании.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий