20.07.2020
Мария Кривоченко
7 596

Нанопрепарат убил клетки рака молочной железы

Ученые разработали новый целевой препарат для фотодинамической терапии. Он уничтожает клетки тройного отрицательного рака молочной железы и не оставляет серьезных негативных последствий, как химиотерапия.

© Nephron
© Nephron / Автор: Ирина Мельникова

Авторы разработки — группа исследователей из Университета Арканзаса. Они связали новый класс наноматериалов, называемых металлорганическими каркасами (предназначены для доставки лекарств в организме), с лигандами (соединения, которые связываются с биомолекулой, как правило, с белком, рецептором или ДНК) уже разработанного препарата фотодинамической терапии, чтобы создать нанопористый материал, который нацеливается и убивает опухолевые клетки, но при этом не влияет на здоровые. Результаты опубликованы в журнале Advanced Therapeutics.

Тройной негативный рак молочной железы — один из наиболее агрессивных и фатальных. Его трудно лечить с помощью существующей химиотерапии, и часто требуется хирургическое вмешательство, потому что он быстро метастазирует по всему организму. Альтернативой может стать фотодинамическая терапия.

Это метод лечения онкологических и некоторых инфекционных, а также кожных заболеваний. Он основан на введении в организм фотосенсибилизатора — вещества, которое усиливает чувствительность тканей к свету. При облучении светом он генерирует токсичные активные формы кислорода, убивающие раковые клетки. В последние годы ФДТ привлекла внимание благодаря своей способности лечить опухоли без хирургического вмешательства, химиотерапии или облучения. В некоторых случаях ею заменяют химиотерапию.

Руководитель исследования Хасан Бейзави / © Университет Арканзаса

У современного метода фотодинамической терапии есть некоторые проблемы, которые усложняют работу специалистов и замедляют восстановление пациента после лечения. Его нельзя использовать для уничтожения раковых клеток, которые находятся достаточно глубоко или уже распространились по всему организму, потому что свет не способен до них добраться. Кроме того, после терапии больной будет чувствителен к свету, пока фотосенсибилизатор не выведется из организма.

«После рака кожи рак молочной железы — наиболее распространенная форма онкологических заболеваний у американских женщин, — сказал Хасан Бейзави, руководитель исследования. — Как мы знаем, тысячи умирают от рака груди каждый год. Пациенты с тройными отрицательными клетками особенно уязвимы из-за токсических побочных эффектов единственного одобренного лечения для этого типа рака. Мы решили эту проблему путем разработки совместного препарата».

Авторы исследования разработали систему доставки лекарства в организм человека и смогли справиться с недостатками фотодинамической терапии. В дополнение к лечению рака новая система может использоваться во время МРТ или флуоресцентной томографии и отслеживать прогресс выздоровления.

Препарат еще должен пройти тесты на эффективность и безопасность. Ученые считают, что их открытие поможет медикам уничтожать клетки рака молочной железы и избегать токсичных эффектов химиотерапии.