09.10.2020
Мария Кривоченко

Модель показала влияние полетов в космос на сердце

2.6

Ученые выяснили, что длительное пребывание в космосе «старит» сердце и снижает устойчивость к физическим нагрузкам. В будущем это может сказаться на здоровье астронавтов, которые будут высаживаться на Луну и Марс.

Кадр из фильма «Гравитация»

Группа ученых из Политехнического университета в Турине собрала данные более 50 исследований о состоянии сердечно-сосудистой системы в условиях микрогравитации и информацию о последних полетах в космос. На их основе они построили модель, показывающую, что происходит с сердцем астронавта, который проводит в космосе более пяти месяцев. Подробности опубликованы в журнале Npj Microgravity.

Результаты выявили, что полеты в космос снижают устойчивость к физическим нагрузкам и «старят» сердце, а также влияют на работу всей системы. Кроме того, физиологическая реакция на микрогравитацию и последующая адаптация к ней подразумевают также потерю костной массы и появление проблем с координацией.

Команда сравнила состояние сердечно-сосудистой системы космонавта и человека на Земле по нескольким параметрам. Работа сердца, уровень потребления кислорода, показатели сократительной способности и артериальное давление у первого были хуже, чем у активного человека, нелетавшего в космос. В свою очередь, устойчивость к физическим нагрузкам астронавтов оказалась примерно такой же, как у людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

Авторы исследования предположили, с чем это может быть связано. «Гравитация сама по себе является естественным источником нагрузки для человеческого организма, особенно при ходьбе», — заявляют они, а во время космического полета такая нагрузка отсутствует.

Наблюдаемые изменения могут сказаться на космонавтах, которые будут высаживаться на Луну и Марс. Будущие миссии потребуют от них высокой работоспособности и физической выносливости, которые, в свою очередь, ослабеют от пребывания в условиях микрогравитации. Чтобы понять, какие нагрузки помогут восстановить организм после приземления, последствия полетов в космос следует изучить внимательнее. «Нынешние результаты станут полезными для планирования будущих миссий», — отметила профессор Стефания Скарсольо, один из авторов работы.

Модель можно доработать в будущем, сделав ее индивидуальной для каждого астронавта, если учесть при расчетах пол и возраст, а также их рост, вес и артериальное давление. Ученые предполагают, что она еще может показать, как справиться с последствиями малоподвижного образа жизни на Земле.