Медики показали, что раковые клетки способны напрямую «подключаться» к нейронам головного мозга — Naked Science
ser007

Раковые клетки оказались способны соединяться с нейронами, образуя особые «синапсы», стимулировать их активность и высасывать поступающие питательные вещества.

ep_astrocyte5_16x9

Сразу две новые статьи, опубликованные в журнале Nature, раскрыли еще одну удивительную и пугающую способность клеток раковой опухоли. Дело в том, что несколько лет назад команда профессора Стэнфордского университета Мишель Монье (Michelle Monje) обнаружила, что развитие глиомы — основного вида опухоли головного мозга — ускоряется, если окружающие нейроны проявляют высокую активность.

Уже тогда авторы предположили: это происходит из-за того, что опухоль получает от них какие-то вещества. Вскоре гипотезу удалось подтвердить: эксперименты с ГМ-мышами показали, что при подавлении синтеза белков, которые управляют формированием синапсов, соединений нервных клеток, глиома фактически перестает расти. Новая работа команды Монье демонстрирует этот механизм и на людях.

Ученые показали, что некоторые клетки опухоли формируют видимые под микроскопом «синапсы», подключаясь напрямую к нервным клеткам. Таким образом, рак «интегрируется» непосредственно в нейронные сети мозга, высасывая поступающие из них вещества. Более того, глиома сама оказалась способна стимулировать активность нейронов, усиливая питающий ее поток.

К аналогичным выводам пришли авторы второй статьи в журнале Nature, медики из команды профессора Гейдельбергского университета Франка Винклера (Frank Winkler), изучившие процесс «встраивания» в мозг другого вида глиомы. «Они действуют как вампиры», — резюмировал Винклер результаты этой работы. Остается вопрос, насколько способны к такому «нейронному паразитизму» другие виды рака, в том числе те, которые развиваются в других тканях, куда дотягиваются многочисленные клетки периферической нервной системы.