11.08.2023
Дарья Сидельникова
2 859

Альпака указали на возможный путь лечения рака

Международная группа ученых разработала инструмент, который поможет разработать новые методы лечения сразу трех видов онкологических заболеваний. В этом им помогли антитела альпака.

Альпака
Альпака / ©hemetsbem, pixabay.com / Автор: Павел Сорокин

Ученые акцентировали внимание на PRL-3 — белке тирозиновой фосфатазы — одном из ключевых регуляторных ферментов различных сигнальных путей организма. В больших количествах белок PRL-3 синтезируется при раке толстой кишки, молочной железы, легких, кожи и крови. Но из-за отсутствия инструментов для его эффективного изучения у исследователей было мало информации о работе этого белка.

Используя уникальные нанотела альпака, команда под руководством исследователя из британского онкологического центра Марки Джессики Блэкберн разработала первый эффективный инструмент для специфического воздействия на PRL-3. По словам Блэкберн, открытие приближает на один шаг к разработке препарата, который может остановить экспрессию PRL-3 и, соответственно, развитие онкологического заболевания.

Во время исследования нанотела смогли идентифицировать PRL-3 в раковых клетках и прикрепиться к активному участку белка, потенциально препятствуя его способности стимулировать рост злокачественных опухолей. Кроме того, нанотела уменьшили взаимодействие между PRL-3 и другим белком — CNNM3, который тоже способствует развитию рака.

Характеристика нанотел альпака / ©Plos.org

«Таким образом, мы разработали первые однодоменные антитела против PRL-3, полученные от альпака, и показали, что они могут специфично обнаруживать PRL-3 в нескольких анализах in vitro, в лизатах (фрагментах разрушенных бактериальных клеток), синтезирующих особенно много белка PRL-3, и in situ в фиксированных раковых клетках. В то же время они мешают активности фосфатазы PRL-3 и взаимодействию CNNM CBS-домена. Эти нанотела могут предоставить ценную информацию о субстратах PRL-3, транспортировке, структуре и ингибировании», — отметил эксперт.

Альпака — одни из немногих животных, производящих нанотела, которые в 10 раз меньше обычных антител. Благодаря этому они могут проникать в клетку способами, недоступными для антител. Это особенно важно в случае лечения раковых опухолей, поскольку клетки последних часто могут блокировать проникновение человеческих антител.

В 2020 году американские ученые выяснили, что эффективные антитела к коронавирусу могут вырабатывать ламы. Оказалось, нанограмм таких антител может спасти от заражения миллионы клеток. По словам исследователей, антитела у лам и альпака меньше и стабильнее человеческих и в перспективе с их помощью можно будет создать лекарство для лечения Covid-19.