11.08.2023
Ольга И.
49 248

Химики выяснили, что Влад Цепеш Дракула плакал кровавыми слезами

5.5

Международная команда ученых нашла доказательства того, что Влад Цепеш, известный как граф Дракула, страдал редким заболеванием, из-за чего его слезы смешивались с кровью.

Влад Цепеш Дракула
Влад Цепеш Дракула / ©Getty images / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Влад III Басараб, он же Влад Цепеш, он же граф Дракула, жил в XV веке и был господарем княжества Валахии, находившимся на территории современной Румынии. Он прославился как яростный защитник своей земли, ответственный за гибель десятков тысяч жителей Османской империи, многие из которых были посажены на кол (отсюда и прозвище Цепеш, в переводе с румынского — «колосажатель»). Из-за специфического характера правления этого человека прозвище Дракула, которое в XV веке в румынском означало «дракон», сегодня означает «черт».

Ученые из Университета Катании Миланского политехнического института (Италия) и Национального архива Румынии проанализировали несколько документов, написанных графом Дракулой, чтобы узнать, какими заболеваниями страдал безжалостный правитель. Свои выводы исследователи представили в журнале Analytical Chemistry.

При письме человек обычно прикасается к бумаге руками — и пальцами, и ладонями. Это приводит к тому, что химические вещества с кожи попадают на письмо. Чтобы извлечь такой материал из бумаги, не причинив вреда историческим документам, команда применила технику, которая включает нанесение и удаление этиленвинилацетата. После этого ученые исследовали материал при помощи масс-спектрометрии.

Они обнаружили более 500 пептидов, примерно 100 из которых оказались человеческого происхождения. В найденном материале ученые выявили генетические остатки, свидетельствующие о том, что граф Дракула мог страдать воспалительным заболеванием дыхательных путей и кожи, а также цилиопатией — генетически обусловленным недугом, характеризующимся самыми разными нарушениями: от поликистоза почек до дефектов лица, нервной системы, ожирения и так далее.

Кроме того, ученые обнаружили соединения, которые дают основания полагать, что у графа была гемолакрия: при таком заболевании кровь смешивается с жидкостью в слезных протоках, что приводит к появлению слез с кровью. Цвет их при этом может варьироваться от слабоокрашенного до темно-красного. Как правило, на окружающих такие слезы производят достаточно специфическое впечатление.