08.04.2020
33 847

Большое число жертв коронавируса в Италии связали с особенностями генов ее населения

5.3

Ученые предполагают, что количество вариаций гена ACE2 может ответить на вопрос, почему Италия стала лидером по смертности от коронавируса.

Итальянские врачи
Медработники в палате интенсивной терапии в одной из клиник в Милане / © Reuters, Flavio Lo Scalzo

Эпидемия коронавирусного заболевания, которая, как мы знаем, зародилась в китайской провинции Хубэй, к первой половине марта почти полностью передислоцировалась в Европу — и наиболее подверженной Covid-19 оказалась Италия. Первые случаи заражения среди местных жителей там были выявлены во второй половине февраля (преимущественно в Северной Ломбардии), а по состоянию на сегодняшний день в этой европейской стране зарегистрировано уже более 135 тысяч заболевших: 94 тысячи пациентов еще борются за жизнь, 17 тысяч умерли, свыше 24 тысяч выздоровели.

На втором месте по количеству жертв — Испания (14 555), за ней идут США (в то же время “лидер” по числу зараженных — 400 549 человек), Франция, Великобритания, Иран, Китай, Нидерланды, Бельгия и Германия. В чем причина того, что Италия оказалась в эпицентре пандемии? Ранее на этот вопрос Naked Science отчасти ответил в одном из своих материалов: Италия — отличное место для распространения новой инфекции, посколько у нее самое старое население в Европе с медианным возрастом в 47,3 года (следовательно, 23 процента итальянцев старше 65 лет, а именно эта категория входит в особую зону риска по Covid-19).

Свой вариант предлагают и молекулярные биологи из Италии, авторы нового исследования, опубликованного на сайте препринтов medRxiv.org (статья еще не прошла рецензирование, поэтому изложенные в ней выводы стоит рассматривать как предварительные). До этого ученые уже выяснили, что гликопротеины (двухкомпонентные белки) коронавируса, присутствующие на его поверхности, помогают инфекции проникать в клетки-хозяева посредством связывания с рецепторным белком, известным как человеческий ангиотензинпревращающий фермент (ACE2).

Как сообщают авторы новой работы, степень тяжести проявляемых симптомов и скорость распространения самой инфекции в каждой конкретной стране могут быть обусловлены преобладанием или отсутствием некоторых версий ACE2 в геноме граждан этих государств. Эти самые вариации значительно меняют структуру ACE2 — и, возможно, ответственны за то, как SARS-CoV-2 связывается с этим белком и через него проникает в клетки.

“Используя сеть итальянских геномов (NIG), мы добыли около 7000 экзомов (часть генома; представляет последовательности, которые транскрибируются на матричную РНК после того, как интроны удаляются в процессе сплайсинга РНК. — Прим. ред.) из пяти различных центров в поисках вариантов ACE2. В итоге мы обнаружили ряд вариаций, которые потенциально могли влиять на стабильность этого белка. Среди них — p.Asn720Asp, p.Lys26Arg, p.Gly211Arg, о которых никогда не сообщалось в контексте народов Восточной Азии. Мы предполагаем, что они препятствуют расщеплению и стабилизации белка. <…> Также наблюдались редкие укороченные варианты, которые, вероятно, мешают процессу интернализации (погружение молекул внутрь клетки), и один миссенс-вариант (миссенс — неправильный), p.Trp69Cys, который мешает связыванию S-белка коронавируса”, — пишут ученые.

Биологи пока не выяснили, как именно меняется характер взаимодействий этих вариаций с вирусом, для этого потребуются дальнейшие исследования. Однако, по их мнению, подобные изменения в структуре ACE2, встречающиеся среди итальянцев и, вероятно, родственных им народностей, помогут узнать, почему число жертв SARS-CoV-2 по крайней мере в Италии и Испании превысило этот показатель в КНР, Южной Корее и Сингапуре. Помимо этого, в будущих работах исследователи планируют определить, может ли количество вариаций в гене ACE2 влиять на то, почему от коронавируса порой умирают молодые пациенты и почему ему больше подвержены мужчины, нежели женщины.

Ранее исследователи уточнили сроки выживаемости коронавируса на поверхности банкнот, одежды и медицинских масок, а их коллеги подтвердили, что шансы умереть от болезни Covid-19 сильно зависят от возраста.

Ученые проанализировали строение раковин морских моллюсков, живших около 252 миллионов лет назад. Оказалось, произошедшее в то время массовое вымирание не сопровождалось повышением уровня кислотности океана, как считалось ранее.

Причиной называют более 13 миллионов произведенных доз и невысокую популярность препарата у населения. Остается неясным, сколько человек «привились» этой вакциной, а затем умерли от коронавируса.

Разработка международного научного коллектива, в который вошли ученые ЛЭТИ, в перспективе позволит ускорить мониторинг естественных лесных массивов для защиты от жуков-короедов.