Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
15 ноября
1 203

Кесарево сечение снизило силу иммунного ответа детей на вакцинацию

5.5

По оценкам специалистов, вакцинация в раннем детстве спасает миллионы жизней ежегодно. Однако авторы нового исследования показали, что кесарево сечение может привести к изменениям в микробиоме ребенка и снизить силу его иммунного ответа после введения вакцины.

Рождение ребенка путем кесарева сечения
Рождение ребенка путем кесарева сечения / © NPR

То, каким способом ребенок появляется на свет — традиционным (вагинальные роды) или в результате кесарева сечения, — сказывается на изменениях в его микробиоме и последующей реакции организма на вакцинацию, а точнее — на силе иммунного ответа. К такому выводу пришли ученые из Нидерландов, исследование которых опубликовано в журнале Nature Communications.

Кесарево сечение считается одной из самых древних операций, однако поначалу процедуру чревосечения проводили исключительно умершим беременным для извлечения плода. Во Франции XVI века ее стали назначать и живым женщинам, но ради спасения одного лишь ребенка. Впоследствии медицина и ее методы совершенствовались, поэтому сегодня этот способ родов практикуют во множестве развитых стран.

Во время операции беременной делают хирургические разрезы передней брюшной стенки над лобком и на матке, вскрывают плодный пузырь и вытаскивают малыша. Хотя порой кесарево сечение планируют заранее, если есть риск осложнений при традиционных родах, зачастую его необходимость становится очевидна уже после начала схваток.

Как и другие виды операций, кесарево сечение сопряжено с рисками — как для матери, которая, в частности, может столкнуться с сильным кровотечением, инфекцией слизистой оболочки тела матки, нежелательной реакцией на анестезию, так и для ребенка. К примеру, у детей, появившихся на свет таким способом, чаще встречаются проблемы с дыханием — преходящее тахипноэ. Кроме того, есть вероятность хирургической травмы — случайных порезов на коже.

Теперь ученые сообщили, что у детей, рожденных традиционно, состав микробиоты — совокупности микробов, населяющих организм — коррелирует с более сильным иммунным ответом после вакцинации по сравнению с теми, чьим матерям потребовалось кесарево сечение. Помимо методов родов, на микробиом также влияют прием антибиотиков, питание и грудное вскармливание.

Дебби Богарт — нидерландский врач, профессор детских инфекционных болезней в Эдинбургском университете — и ее коллеги обследовали 101 здорового младенца, рожденного естественным путем или методом кесарева сечения, и изучили состав их микробиома в течение первых 12 месяцев жизни. Помимо этого, исследователи оценили уровень антител, выработанных после введения двух стандартных детских вакцин для профилактики респираторных инфекций — пневмококковой и менингококковой — спустя 12 и 18 месяцев с момента появления малышей на свет.

Выяснилось, что традиционные роды коррелируют с повышенным уровнем бифидобактерий (Bifidobacterium) и кишечной палочки (Escherichia coli) в кишечном микробиоме в первые месяцы жизни и более высокими титрами антител IgG после вакцинации обоими препаратами. Более того, по словам ученых, микробиом опосредовал связь между способом рождения и ответом на пневмококковую вакцину по сравнению с кесаревым сечением.

Таким образом, то, как ребенок появился на свет, может привести к изменениям в его микробиоме и повлияет на последующую реакцию иммунной системы на вакцины. По мнению исследователей, отказ от повсеместной практики кесарева сечения (когда речь не идет о сохранении жизней матери и ребенка) может быть важен для поддержания здорового состояния микробиома с раннего детства.