Найден возможный способ улучшения противокоронавирусных свойств хлорохина и гидроксихлорохина — Naked Science

Препараты, испытания которых недавно приостановили из-за повышенной смертности среди пациентов, могут быть эффективнее при выделении S-изомеров из рацемической смеси.

гидроксихлорохин
С гидроксихлорохином еще не все потеряно / © Forbes

На хлорохин и его производное гидроксихлорохин возлагались большие надежды в борьбе против Covid-19. Эти препараты, в свое время созданные для лечения малярии, могут связываться с неструктурными белками вируса SARS-CoV-2, которые нарушают структуру гемоглобина.

В апреле российское правительство одобрило использование гидроксихлорохина при терапии пациентов с коронавирусной пневмонией. А китайская компания «Шанхай Фармасьютикалс» отправила в нашу страну более 68 тысяч упаковок этого лекарства. Однако последние исследования эффективности препарата убавляют оптимизм.

В статье, опубликованной несколько дней в журнале The Lancet, утверждается, что использование хлорохина и гидроксихлорохина для лечения Covid-19 связано с повышенным уровнем смертности пациентов в сравнении с контрольной группой. В связи с этим ВОЗ решила временно приостановить испытания препаратов, ожидая дополнительных выводов.

Свежее исследование китайских ученых, опубликованное в архиве препринтов BioRXiv, может указать новый путь в исследованиях эффективности противомалярных препаратов в борьбе с коронавирусом. Авторы работы обращают внимание на тот факт, что в предыдущих экспериментах как с хлорохином, так и с гидроксихлорохином используемые вещества являлись рацемической смесью молекул.

Графическое объяснение разницы между R- и S- изомерами / © Wikimedia Commons

Рацемическая смесь состоит из энантиомеров — молекул, представляющих собой зеркальное отражение друг друга. Энантиомеры имеют одинаковое строение, но разное пространственное расположение радикалов в молекуле и, соответственно, различаются по биохимическим свойствам. В зависимости от положения атомов в молекуле различают R- и S-изомеры.

Эксперименты в биологической лаборатории показали, что S-изомеры хлорохина и гидроксихлорохина проявляют более высокую активность к белкам вируса SARS-CoV-2, чем R-изомеры: на 27% и 60% соответственно. Авторы работы предполагают, что для получения противовирусного эффекта необходимо предварительное расщепление рацемической смеси или модификация синтеза для получения именно S-изомеров.

Вполне возможно, что подобный подход позволит добиться положительного эффекта у пациентов с Covid-19. Впрочем, статья пока что не прошла рецензирование, и выводы делать рано.

Напомним, что в апреле один из этапов испытаний хлорохина при лечении больных Covid-19. Причиной этого стали 11 смертей пациентов.