Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
19.04.2022
1 387

РНК коронавируса сохранилась в фекалиях спустя семь месяцев после заражения

5.3

Примерно в половине образцов фекалий пациентов, у которых ранее диагностировали Covid-19, спустя неделю после заражения обнаруживалась вирусная РНК, а у четырех процентов это происходило и по прошествии семи месяцев.

SARS-CoV-2 в кишечнике
SARS-CoV-2 (темные круги) в кишечной клетке (нижний левый угол) / © Кевин Кнупс, Маастрихтский университет

Команда генетиков, микробиологов и медиков из Стэнфордского университета (Калифорния, США) показала, что РНК коронавируса SARS-CoV-2 в некоторых случаях сохраняется в фекалиях людей даже спустя семь месяцев с момента заражения. Желудочно-кишечные симптомы такого затяжного заболевания включают в себя тошноту, рвоту и боль в животе.

Это первое масштабное исследование, в котором оценивалось наличие вирусной рибонуклеиновой кислоты в образцах экскрементов пациентов с легкой и средней степенью тяжести коронавирусной инфекции, собранных в разные периоды времени после начала болезни. Результаты опубликованы в журнале Med: Cell Press.

Спустя два с половиной пандемийных года нам известно, что Covid-19 — заболевание с разнообразными проявлениями: от респираторных до желудочно-кишечных и системных. Хотя в основном SARS-CoV-2 поражает дыхательную систему, наличие симптомов наподобие тошноты, боли в суставах, диареи в сочетании с доказательствами пребывания вируса в тканях практически всего организма, показывает, что патоген распространяется за пределы органов дыхания.

Авторы нового исследования задались целью лучше определить особенности присутствия SARS-CoV-2 в желудочно-кишечном тракте и его значимость для здоровья человека как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, поскольку данных об этом было недостаточно. Они использовали образцы кала и мазки из дыхательных путей более ста человек, болевших Covid-19 легкой и средней степени тяжести. Анализы регулярно собирали в течение десяти месяцев с момента постановки диагнозов весной 2020 года. Участники находились под наблюдением, поэтому ученым удалось следить за развитием симптомов.

Как показали результаты, среди 113 участников, предоставивших образцы стула, вирусная РНК присутствовала в фекалиях 49,2 процента на протяжении шести дней после выявления Covid-19. За первый месяц число таких людей упало до 11 процентов, при этом вирусная нагрузка также снижалась. В экскрементах 12,7 процента пациентов РНК возбудителя инфекции можно было обнаружить спустя четыре месяца, а у 3,8 процента — по прошествии семи месяцев.

Поначалу РНК SARS-CoV-2 в больших количествах присутствовала в мазках из носоглотки, однако потом эта тенденция стала меняться в противоположную сторону. По мнению авторов работы, из этого следует, что очищение респираторного эпителия от вируса происходит быстрее, чем тканей ЖКТ. Значит, желудочно-кишечный тракт может служить «местом» локализации продолжительного Covid-19, которому подвержены большинство переболевших. Участники исследования жаловались на соответствующие симптомы — тошноту, диарею и боль в животе.

В отличие от образцов из носоглотки (зеленая линия), в фекалиях (синяя линяя) РНК коронавируса можно было обнаружить даже спустя 210 дней с момента заражения / © Aravind Natarajan et al., 2022

«Никто на самом деле не знает, что вызывает длительный Covid-19, — отметила Ами Бхатт, доктор медицинских наук из Стэнфордского университета. — Но наше исследование показывает, что SARS-CoV-2 способен месяцами “скрываться” в кишечнике. Возможно, продолжительное коронавирусное заболевание и широкий спектр симптомов, которые оно вызывает, обусловлены реакцией иммунной системы на вирусную РНК в скрытых резервуарах по всему организму».

Кроме того, выводы стэнфордских ученых подтверждают важность наблюдений за сточными водами для понимания распространения коронавируса.