26.10.2015
Редакция Naked Science

Ученые научат людей терпеть хроническую боль

С помощью «пыток» лазером ученые выяснили, как повысить болевой порог и сделать людей менее чувствительными к хронической боли. Все дело в количестве опиоидных рецепторов в мозге.

9048590552_a820bd595c_k
©Wikipedia / Автор: Татьяна Соловьёва

Проведя необычный эксперимент, биологи поняли, как увеличить болевой порог человека, пишет журнал Pain.

Увеличив количество опиоидных рецепторов, ученые смогут сделать человека менее чувствительным к хронической боли. «Мы пока не знаем, какие механизмы отвечают за это повышение болевого порога. Но если мы сможем раскрыть эту тайну и понять, как можно улучшить их традиционными способами, в таком случае у нас появится возможность естественным путем повышать стойкость к боли, избегая неприятных побочных эффектов опиатов», – заявил Кристофер Браун из Манчестерского университета в Великобритании.

Биологи выяснили, почему некоторые люди переносят хронические заболевания лучше, чем другие, и, наблюдая за функционированием мозга десятка добровольцев, страдающих артритом, нашли способ, как улучшить эту способность. В рамках эксперимента ученые усаживали своих подопечных в позитронно-эмиссионный томограф, просили их выпить жидкость с особым радиоактивным сахаром, после чего подвергали их «стимуляции» лазером, обжигавшим им руку.

Наблюдая за активностью болевых центров в головном мозге, ученые пытались объективно оценить, насколько ощущается боль добровольцами и как стойко они ее переносят. Они сравнили эти результаты с результатами здоровых людей, участвовавших в опыте, которые также подвергались лазерной стимуляции.

В итоге «пытки» лазером показали, что способность человека переносить боль зависит от количества опиоидных рецепторов в нервных клетках той части мозга, которая отвечает за болевые ощущения. Как правило, чем больше таких рецепторов было на поверхности клеток центра боли, тем меньше участники опытов реагировали на жжение лазера.

«Люди обычно очень мрачно и фаталистически относятся к хроническим болям. Наше исследование показало, что система, управляющая болевой реакцией, очень гибка по своей природе и что человек может заставить ее приспособиться к постоянной боли. Возможно, нам удастся найти какие-то простые способы ускорить и улучшить этот процесс адаптации и создать лекарства, делающие это», – сказал Энтони Джонс из Консорциума по изучению боли в Манчестере.