LIVE: Первый запуск корабля «Тяньчжоу-1» к лаборатории «Тяньгун-2» — Naked Science
20.04.2017

LIVE: Первый запуск корабля «Тяньчжоу-1» к лаборатории «Тяньгун-2»

Китайское национальное космическое управление (CNSA) совершит запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-7» с первым грузовым кораблем серии «Тяньчжоу» для доставки грузов на орбитальную лабораторию «Тяньгун-2». Старт запланирован на 20 апреля 14:41 мск.

long-march-7_rollout_n2-rsz-1600x1090

«Чаньчжэн-7» (от пиньинь Chángzhēng qī — «Великий поход»), или CZ-7, — двухступенчатая ракета-носитель среднего класса, которая предназначена для выведения на низкую околоземную, солнечно-синхронную и геопереходную орбиты космических аппаратов различного назначения, грузовых и, в перспективе, пилотируемых космических кораблей. Представляет собой новую линейку китайских ракет-носителей и рассматривается как базовая ракета, модификации которой в будущем обеспечат ключевые космические миссии страны, в частности заменят действующие носители «Чаньчжэн-2, -3, -4». На сегодняшний день CZ-7 совершила один запуск, в рамках которого 25 июня 2016 года вывела на низкую околоземную орбиту экспериментальный спускаемый модуль.

При длине 53,1 метра и стартовой массе до 595 тонн «Чаньчжэн-7» может нести полезную нагрузку массой до 13,5 тонны. В базовой конфигурации аппарат состоит из двух ступеней. Первая ступень оснащена двумя жидкостными двигателями YF-100 и четырьмя боковыми ускорителями с одним двигателем YF-100 в каждом. Работа ускорителей рассчитана примерно на три минуты, после чего происходит их сбрасывание; на старте система обеспечивает носителю суммарное тяговое усилие 7200 килоньютон. Вторая ступень оборудована четырьмя жидкостными двигателями YF-115 с тяговым усилием по 180 килоньютон каждый. Примечательно, что обе ступени используют экологически чистые компоненты ракетного топлива: керосин высокой степени очистки и жидкий кислород.

CZ-7 имеет модульный дизайн, что позволяет оптимизировать ее под разные задачи, например изменить число ускорителей и добавить третью ступень. В рамках новой миссии CNSA использует базовый вариант носителя. Ракета впервые выведет на низкую околоземную орбиту грузовой космический корабль «Тяньчжоу-1», на борту которого будет находиться порядка пяти тонн грузов, в том числе топливо. Задачей миссии станут стыковка с орбитальной лабораторией «Тяньгун-2» и проведение испытаний по дозаправке. Предполагается, что в дальнейшем аппарат также будет доставлять на станцию запчасти, провизию и научное оборудование для экипажа. Сейчас лаборатория необитаема: тайконавты Цзин Хайпэн (командир) и Чэнь Дун покинули борт 17 ноября 2016, пробыв там 30 дней.

«Тяньгун-2» — второй китайский посещаемый космический аппарат, выведенный на орбиту 15 сентября 2016 года. По сравнению с кораблем «Тяньгун-1», лаборатория оснащена улучшенными системами жизнеобеспечения и состоит из двух отсеков: более крупного — для проведения научных экспериментов и проживания, и отсека меньшего диаметра, в котором размещены основные двигатели, солнечные батареи и запасы топлива. «Тяньгун-2» рассматривается как модель для испытаний технологий жизнеобеспечения перспективной китайской многомодульной орбитальной станции, первый модуль которой может быть выведен на орбиту в 2018 году. Завершение строительства намечено на 2022 год.

Запуск «Чаньчжэн-7» будет осуществлен со стартовой площадки LC-201 космодрома «Вэньчан» на северо-востоке острова Хайнань. Начало трансляции в 14:41 мск.