152 330

Генетики разрешили древний спор о происхождении этрусков

6.1

Новое исследование генетиков из Германии и Италии, похоже, помогло найти ответ на вопрос, который занимал ученых свыше двух тысяч лет: откуда взялись этруски?

Этруски
Этруски — древняя цивилизация, жившая в первом тысячелетии до нашей эры на северо-западе Апеннинского полуострова, между реками Арно и Тибром, и основавшая развитую культуру, которая предшествовала римской и сильно на нее повлияла / © Wikipedia

Этруски — древняя культура, которая в железном веке занимала большую территорию Центральной Италии, включая современные регионы Тоскана, Лацио и Умбрия. Они процветали более чем четыре столетия, однако в четвертом веке до нашей эры попали под влияние римлян: в итоге в 89 году до нашей эры все жители Этрурии получили римское гражданство.

Многое из того, что мы знаем об этой цивилизации, основано не на исторических свидетельствах, а на искусстве и археологических данных: язык этрусков (не был индоевропейским) вымер, поэтому до сих пор удалось расшифровать лишь несколько слов, хотя существует около 13 тысяч этрусских текстов. Помимо этого, этруски известны своими обширными некрополями, украшенными фресками, изящными саркофагами и изысканными изделиями из металла.

Новое исследование генетиков из Института Макса Планка, Тюбингенского университета (Германия) и Университета Флоренции (Италии), похоже, разрешило загадку, которая занимала ученых свыше двух тысяч лет: происхождение этрусков. Секвенирование ДНК более 80 человек (48 жили в промежутке от 800 до первого года до нашей эры, железный век и Римская республика; шесть — от первого до 500 года нашей эры, период империи; 28 человек — от 500 до 1000 года нашей эры (12 из Центральной Италии и 16 из Южной)), показало, что представители этой доримской культуры были коренным населением Апеннин, а не мигрантами с Ближнего Востока, как некоторые исследователи считали ранее. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

По мнению авторов статьи, ДНК древних этрусков тесно связана с дезоксирибонуклеиновой кислотой других местных италийских популяций. Таким образом, их выводы противоречат давней гипотезе древнегреческого «отца истории» Геродота и Гелланика с Лесбоса о том, что этруски на самом деле мигрировали в Италию из Западной Анатолии. Это предположение обычно объясняют присутствием древнегреческих культурных элементов в Этрурии в так называемый период ориентализации, между восьмым и шестым веками до нашей эры. Помимо того, что этрусский алфавит основывался на западногреческом, их искусство демонстрирует восточные черты: к примеру, людей они изображали с большими миндалевидными глазами.

Саркофаг супругов, VI век до нашей эры / © Национальный музей вилла Джулия в Риме

Но есть вероятность, что этруски попросту «подглядели» это во время своих плаваний. Другие античные ученые, в частности древнегреческий историк I века до нашей эры Дионис Галикарнасский, настаивали на автохтонном развитии цивилизации, то есть в пределах своего региона.

Впоследствии археологи неоднократно заявляли о сходстве этрусской культуры железного века с так называемой виллановской, которая ей предшествовала. Но потом несколько генетических исследований современных жителей Тосканы показали связь их митохондриальной ДНК с нынешним анатолийским населением — и это посчитали доказательством ближневосточного происхождения этрусков.

Однако новая работа немецких и итальянских ученых предоставляет, по их мнению, более убедительное подтверждение того, что Ближний Восток влиял на население центральных регионов Италии уже после падения этрусской цивилизации, когда там наметился приток людей из Восточного Средиземноморья. В результате секвенирования ДНК из каменистой части височной кости и образцов зубов выяснилось, что геном людей из Этрурии и Южной Италии практически нельзя отличить от генетического материала, извлеченного из останков италиков, населявших Апеннинский полуостров и прилегающие острова.

Исследователи смогли проследить их родословную примерно до фермеров эпохи неолита и степных скотоводов бронзового века. Как известно, между 2800 и 2500 годами до нашей эры в Европе наблюдался приток населения причерноморско-каспийской степи. Кочевники постепенно смешивались с местными жителями. По мнению ученых, именно они принесли первые индоевропейские языки на континент.

Генетическая карта и кластеризация древних и современных популяций / © Cosimo Posth et al., 2021

Но, судя по всему, хотя этруски оказались потомками индоевропейских племен, их предки утратили свой язык после прихода в Италию. Как бы то ни было, до римского завоевания этруски сохраняли свою культуру, которая была уникальной для региона не только с лингвистической точки зрения, добавляют авторы исследования.

Также ученые пишут о перемещениях людей в многонациональной Римской империи, в том числе рабов, которые со временем обретали свободу и смешивались с местными (или это делали уже их потомки). Однако не ясно, почему именно рабы с Ближнего Востока оставили столь явный генетический след на карте Италии. «Этот огромный генетический сдвиг во времена империи превращает итальянцев <…> в «генетический мост» между Средиземноморьем и Ближним Востоком», — сказал руководитель научной группы Косимо Пост. Чтобы понять причину, потребуются дополнительные исследования.

После падения Западной Римской империи в 400-х годах нашей эры и в начале Средневековья в геноме жителей Центральной Италии начинают появляться черты населения Северной Европы. Скорее всего, считают ученые, их привнесли германские народы, например племя лангобардов («длиннобородые»), которые по 774 год правили большей частью севера и центра Италии после краха Рима. Затем «примеси» в геном населения центральных регионов Италии практически прекращаются.

В целом, как отмечают ученые, их исследование оспаривает предположения о том, что гены равны языкам, и предлагает более сложный сценарий. То есть было ошибочно полагать, что появление культуры с уникальными для своего времени и места особенностями — этрусков — обязательно указывает на то, что они были чужаками.

Предки этрусской может и жили на Аппенины, а их предки пришли на Аппенины.Они пришли с Малой Азии когда ИЕ языки и кавказские языки имели общего предка..
Жизнь врозь примиряет, а насильственное сожительство озлобляет... Не помогают даже громадные размеры огороженного места, так как что маленький забор, что большой, -- безразлично, важен сам факт существования забора и принуждение жить внутри него...
Igor Horachok
30.09.2021
Если обнаружени человеческие останки, кости то можна определить гаплогруппу человека, а по митохондриальной ДНК врядли можно чтото определить, митохондриальная ДНК дайот мутации один раз в 300 лет. Скорее Етручки таки ближе к словянам.
Вот и Мария удостоилась интернет-срача )) растет уровень российской журналистики или с комментаторами на NS чего-то не ладно?
Пришли три еврея к попу креститься. Поп спрашивает первого: -- Как твое имя, сын мой? -- Абрам. -- Будешь по сходству Аверьяном! А тебя как зовут, сын мой? -- Мойша. -- Будешь по созвучию Михаилом! Ну, а как тебя кличут, сын мой? -- Срул. -- Как, как?! -- Срул. -- Хм! Ни так, ни так не получается... Будешь по смыслу -- Акакий!
Vagif Gus
29.09.2021
Комментариев много и не поделу, так воду мутить. Кого мы слушаем, опять америкосов? Или их ублюдков европейцев? Этруски? Да хоть из авторов клиентов видел этрусский текс? Поднимите руки? Или опять за лесом поднятых рук истины не увидеть? Надпись этрускую может прочесть любой из нас, буквы до 40 % похожи. Попробуйте. Это как русскому читать по украински. Проще словакам дать и они молча и сходу прочтут. Это еврогопникам нужно что доказывать, что они великие и всё такое, а нам то зачем? Зачем нам суетиться мельчишить? Мы просто берём и делаем. Как петрушка первый, европейцев опустил, как во Франции ему показывают книгу на которой их короли присягу довели, вот же мы от сотворения мира династии ведём, книги у нас неведомых народов и старых богов, завидуй нам. И что? Он открыл её прочел им несколько строк и сказал что это русская книга Евангелие называется. Утер их. И так во всём...
Скажите, а древние жители Апеннинского полуострова на него из космоса высадились, или прямо там и появились? А я считаю что они пришли мигрируя по побережью Средиземного моря, причем именно из Анатолии, а в нее с Кавказа. Поэтому вполне могут быть "родственниками" анатолийских фермеров. Но вот чем древние жители Апеннин не были так эьл потомками индоариев. .Если интересно можете почитать в моих статьях или книге статей и книге https://proza.ru/avtor/agnikulin51 и книге https://ridero.ru/books/pervonachalnoe_rasselenie_lyudei_sovremennogo_anatomicheskogo_tipa_v_evrazii/.
    28.09.2021
    Этруски (вполне вероятно) -- прямые потомки кроманьонских первопоселенцев, именно потому их язык относится к "изолированным". Есть и другие примеры таких автохтонных народов в Европе: баски на Иберийском перешейке, большая часть кавказских народов... У них могут быть родственные народы, из тех, что покинули родные места... Так что, хотя это маловероятно, но даже славяне могут быть отдаленными потомками этрусков и иметь какие-то отдаленные черты родства в языке, однако, считать это доказанным -- признак необузданной национальной гордыни русских... С другой стороны, есть другие спесивцы, что утверждают прямо противоположное -- прямое родство с древними индо-ариями... )))
    28.09.2021
    Скажите, а кроманьонцы в Европу откуда пришли. И кого считать кроманьонцами. Но славяне ни как не могут быть потомками этрусков – это видно по их генофондам.
    Timur
    Согласен с Вами по поводу связей этрусков с Кавказом. Этрусские слова переводятся с чеченского.
Этруски, загадочный народ, предположительно восточного (скифского) происхождения. Как было отмечено автором или комментирующими товарищами имеют генетическое сходство с германцами(саками), которые также относятся к скифским родоплеменным образованиям. Вопрос, кто из скифских племен сохранил малоизмененным свой древний язык. Ответ очевиден, это бывшие саврики(по Герадоту) - суваробулгары, а ныне чуваши. Некто Эрнст Сергеев, с использованием чувшского языка свободно без всякой мудреной расшифровки свободно читает "загадочные" тексты этрусков. Также не раз замечал, что наши горе академики историки-лингвисты пытаются расшифровать этруские письменные источники с использованием древнерусского языка, что просто смешно. Официально язык не расшифрован, учёных мужей РАН и западных деятелей науки не интересуют изыскания бывшего инженера-горняка Эрнста Сергеева. Кстати, свои лингвистические исследования он выложил в Ютубе. Ссылку не выкладываю(лень искать), по фамилии указанного мной автора можно найти в Ютубе.
    27.09.2021
    Германцы это скифы, во как? А ничего что их языки вообще к разным группам относятся? Уж лучше тогда объявить современных германцев (дойч) древними греками, ведь и у тех, и у других было очень много философов, и те, и другие были и есть очень продвинутыми народами своего времени сделавшими очень много для развития цивилизации. А скифы это полудикари, скотоводы кочевники с некоторыми зачатками земледелия. Современные восточные славяне отстают в своём развитии от западных народов Европы не в последнюю очередь благодаря тому что на них оказали сильное влияние (в том числе и на генетическом уровне) кочевые народы Дикой Степи - скифы, сармато-аланы и потом тюрки...
      28.09.2021
      Вообще-то, на генетическом уровне Александр Невский не был татаро-монголом, а вреда принес нынешним русским больше Батыя... За что они его почитают святым...
        28.09.2021
        Ну во-первых, отчасти он как раз и был с примесью тюркской крови, как ни как внук половецкого хана Котяна по матери, во-вторых, никак не пойму про какой такой вред вы тут пишите?
          28.09.2021
          Во-первых, "пишете", во-вторых, я говорил о том, что он не татаро-монгол (про половцев у меня и речи не было, тем более, что и они не татаро-монголы), в-третьих, вред от деятельности Александра Невского был несомненен и очевиден -- окончательное превращение почти всей Руси практически в улус Золой Орды... Или вы это благом считаете?!
            28.09.2021
            Так а что он мог сделать-то??На тот момент на их стороне была сила, только бы понапрасну людей своих погубил. Вот ему и оставалось только что лавировать, что он довольно удачно и делал, Новгород и Псков из под прямого ига и захвата вывел, а то сделали бы моголы с этими городами то что сделали с Киевом, Суздалью, Владимиром (да и с прочими) - вырубили бы на 90%.PSспасибо за то что поправили, правописание слов "пишите" и "пишете" не простое, там есть очень тонкие различия и орфография допускает обоюдное написание при соблюдении определённых правил, которые на практике (как я) путают...
              28.09.2021
              Поляки, чехи, болгары, венгры и прочие немцы нашли, что сделать и так съездили по мордасам этих зарвавшихся степняков, что они даже часть славянских земель оставили в покое. И только многомудрые наши предки предпочли под них лечь, чем затормозили свое социально-экономическое и политическое развитие на 500 лет. Уж иго давно кончилось, уж Орда рассыпалась в прах, но ее наследие бережно сохраняли московиты, подмявшие под себя северо-восточную Русь... До сих пор большинство россиян с любовью его восстанавливает после каждой попытки лучшей части населения от него избавиться...
                29.09.2021
                Боже мой, это абсолютное заблуждение, сколько раз татары заходили на территорию Восточной Европы, столько же все тамошние народы и получали конкретно по морде, тут просто дело в том что сами по себе татары туда не стремились. Дело в том что дикая степь заканчивается в Паннонии (это Венгрия), но ко времени прихода туда татар она уже была полностью распахана местными венграми, а без травы татарская кавалерия не могла существовать. Всё, других причин нет, ни одни западный народ не мог на тот момент противостоять татарам, но на их счастье татары туда и не стремились, так они и остались в низовьях Днепра, Дона и Волги и в Крыму, остальные территории их интересовали по стольку поскольку. По этой же причине Новгород и Псков остались не разграбленными, а литовский великий князь Гедимин договорился с татарами на счёт условного суверенитета ВКЛ, в которое к тому времени отошли исторические территории Руси (современная Украина), включая и Киев...
      29.09.2021
      Был народ(или племя/общество), которого звали "дай". Он входил в одну этническую общность наряду с парнами, саками, массагетами. То есть их всех называли или саками, или массагетами. Некоторые исследователи почему-то этих "даев" называют "дахами", в итоге делая из них даков. Возможно, так оно и было. Но, я вот что хочу сказать. В чеченском языке есть слово "да"(ед. ч.), "дай"(мн. ч.), со значением "хозяева/отцы/владельцы или владыки". Во мн. числе слово "дай", произносится и как "дайш/дэйш". От этого слова и идёт самоназвание германцев "дойч". Германцы, как я полагаю, идут от скифов/саков. То есть в этногенезе германцев принимали непосредственное и активное участие скифы/саки.
    29.09.2021
    Из скифов/саков чеченцы сохранили язык более малоизменённым. Думаю через нахские языки(родственные хуррито-урартскому) и можно перевести тексты этрусков. Были некоторые высказывания о родстве этрусского и хурритского. Хуррито-урартский(язык скифо-сарматов) сохранён потомками-чеченцами. Считаю, что через чеченский язык и нужно расшифровывать этрусский.
      30.09.2021
      Скифо-сарматы народы говорящие на языках иранской группы, так что не выдумывайте, часть сарматов - аланы, живы и по сей день, живут в республике Алания и самоназываются осетинами...
        30.09.2021
        Да что Вы говорите! Это Вы про тех, кои сами себя назначили в скифо-сарматы?! Ираноязычие этих народов есть всего лишь предположение. Те учёные, выдвинувшие эту гипотезу, проигнорировали хуррито-урартский язык, не зная о нём или намеренно, в угоду некоторым очень заинтересованным представителям обозначенного Вами этноса. Тогда как многие слова скифо-сарматского переводятся с чеченского. А осетины-это очень смешанный народ. И иранская составляющая в нём идёт от тех ираноязычных людей, которых Тамерлан оставил у Дарьяльского ущелья. И никакими скифами и сарматами осетины не являлись и не являются!
          30.09.2021
          Нет, что вы говорите, вот в чём вопрос? А говорите вы полную ересь, в любой энциклопедии можно почерпнуть прописную истину об иранском происхождении скифов и сарматов. Родственные им народы вообще заселяли до 4 века всю центральную Азию, западную Сибирь вплоть до Алтая и северное Причерноморье вплоть до устья Дуная, названия рек Дон, Днепр и Днестр как раз иранского происхождения. Далее, часть сарматов называлась аланами, республика осетин так и сейчас называется - Аланией.Вообще почитайте о скифах хотя бы в Вики, в других энциклопедиях написано впрочем тоже самое: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B Каким макаром вы вообще приплели сюда хуррито-урартов совершенно не понятно, их место в Закавказье, где они вошли в состав армянского этноса. И не понятно откуда вы могли узнать звучание их слов, ведь у этих полудиких народов не было письменности, чего не скажешь о хуррито-урартов, у которых она как раз была, до наших дней дошли только имена собственные в виде топонимов и имён людей. Так что это попытка не просто идти против мнения основной части этнографов, но и делать это достаточно безосновательно, короче бред сивой кобылы.
            30.09.2021
            Ну-ну! Дон, Дунай, Днестр, Днепр-это чисто славянские или венгерские названия, чудила! В основе этих слов корень дно, т.е., возможно, от слова дно. Скифы называли реку Дон Тийна хи/хиш-спокойные/тихие воды, впоследствии ставшее греческим Танаис. И на чём основано по-вашему и прочих "знатоков-учёных", видать, весьма натрудившхся над данной темой, утверждение об ираноязычии скифо-сарматов? Пару доказательств, если не трудно. Насчёт нашей полудикости, "знаток", не вам судить! Нахи- это скифское ответвление обширного хуррито-урартского мира. Да, скифы были скифами и не создали таких мощных государств, как их родственники хуррито-урарты. И тем не менее в языковой памяти нахов остались такие слова, как клинопись, глиняная табличка и др.Вы, похоже, один из тех людей, которые готовы схавать любую официальщину, приняв её за чистую монету. Так вот, вы и такие как вы можете думать и дальше, что осетины-это скифо-сарматы. А для знающих людей и хоть мало-мальски разбирающихся в народах Кавказа людей связь скифо-сарматы-осетины, как говорится, притянута за уши! И никто и никогда на Кавказе (из людей, умеющих трезво мыслить) с аланами-асами их не отождествлял и не делает этого! Кроме таких, как вы лапшеедов и их самих-мечтателей! Они подселились и были подселены к тем, коих греки и римляне, а затем и остальные, стали звать аланами, то есть к нахам!
              03.10.2021
              Подобный вздорный антинаучный бред даже комментировать не стану, вы нагло выдаёте свои собственные измышления чуть ли не за исторический факт вопреки устоявшемуся мнению подавляющего числа этнографов. Если в вашем языке есть скифские или иные слова, то это означает что ваш язык их заимствовал, но не наоборот, что вполне возможно, так как скифы были в своё время влиятельным народом, в отличии от вашего который вообще не оставил никакого внятного следа в мировой цивилизации...
                Timur
                Это Ваше право. Можете считать это вздором или чем угодно! "Подавляющее число этнографов". Кем были те, кто выдвинул версию ираноязычия скифов? Все начинатели этого дела были как-то связаны сначала с царской Россией, затем с СССР. Разве не могло быть так, что начинатели ошиблись, а последователи, особо не углубляясь в эту тему, стали вторить первым. И ещё, осетинская (родственники Джугашвили(Дзугаева(?)), скажем так, сторона была очень заинтересована в том, чтобы из скифов и других сделали иранцев. Далее. Я не думаю, что скифские имена и названия(Таргитай, Арпаксай, Каллаксай, Липаксай, акинак, Паппая, Тамирис, Скил, Сколотой, Ишгузай и др., переводящиеся с чеченского, могли быть нами заимствованы. Я считаю, что этот народ(скифы), по крайней мере изначальная базовая его часть, разговаривал на хуррито-урартском наречии(родственном чеченскому). Насчёт того, что наши предки оставили в истории, думаю, судить не Вам, в силу того, что Вы очень мало знаете о нашей истории и прочем! Я не говорю, что сам знаю много! Но, по крайней мере, не стал бы бросаться такими словами так легко в адрес какого-либо народа, абсолютно не зная об этом народе ничего, кроме того, что наговорили и какой-то негативной информации! Так что, не надо спешить, делая скоропалительные выводы!И ещё, большинство скифов, вероятнее всего, были извечными и заклятыми врагами персов/иранцев.
    Timur
    А Вы случайно не знаете как переводится с чувашского "расенна"?
    28.09.2021
    А еще по-сербо-хорватски, по-болгарски, по-украински, по-словенски, по-словацки, по-белорусски... и даже по-чешски! )))
    28.09.2021
    И много ты начитался,раскажи нам милок, ты хоть родной тюркский выучи и признай что турки и татары ваши братья ,а не украинцы!!!
Черговий бред германців і римлян, за допомогою якого хочуть приховати правду про Расенів(само назва етрусків).А правда в тому, що Расени є одним із народів "моря"і прибули вони як і інші народи "моря" з берегів Північної Припонтиди і Криму і входили в одну конфедерацію під назвою Лелеки/Лелеги( греки їх називали Пелазгами) іншими вихідцями прадавньої України!
    27.09.2021
    А вы на каком языке пишете? Это этрусский?
    27.09.2021
    Расскажи нам про шумеров - предков украинцев, какая там у вас последняя версия? А генетические исследования европейцев конечно же полный вздор, вот украинские учёные это сила, от протоукров ведь все и произошли, это все в нэньке знают, как и то что Энеиду на самом деле написал Котляревский, а Вергилий её у него слямзил...
      28.09.2021
      А ты что до сих пор сомневался, неуч!!!
        28.09.2021
        Я нисколько не сомневаюсь в том что вы не сомневаетесь. Ну а реальность как она есть, да кому она нужна(?), главное ведь внутренняя убеждённость. Вот только как-то современный уровень развития несколько подводит, тут в предках лучше уж числить много тюрков и скифов, ну и прочих кочевых незатейливых народов, вот это как раз многое бы объяснило...
            03.10.2021
            Ты да же сути пикировки не поняли, это я так мягко троллю гражданина из Украины с его очередной теорией о том что его страна прародительница всего, наверное вы не в курсе того бреда который несли последние 20- лет некоторые украинские псевдоучёные на эту тему. ************** Ну а в научном превосходстве запада не может быть никаких сомнений, ведь РИ/СССР/РФ только на 6 месте по Нобелевским Премиям, уступая США- 383, ВБ-132, Германии-108, Франции-69, Швеции- 32, а 4 научные номинации этой премии самые авторитетные на планете, по ним судят о вкладе каждой страны в дело развития мировой науки, при этом этноукраинцев там вообще нет. С технологией дело обстоит точно так же - все технические достижения за последние 30 лет, включая мобильную связь, компьютеры и смартфоны и ПО ко всему этому, ин-нет, новые лекарства, космическая геолокация и картографический сервис, гражданская авиация и самые разные автомобили, новые высокопродуктивные породы с\х животных и ценные сорта культурных растений, пластиковые водопроводные и теплотехнические трубы и таковые же окна со стеклопакетами, всё пришло с запада. А расеюшка за этот промежуток времени не дала миру ни-че-го, комментарии излишни. Про Украину вообще молчу, её сейчас задача не развалиться окончательно и не исчезнуть с карты мира...
                Nekto
                а-а, так это не ко мне, это к лечащему врачу психиатру, он лучше разбирается в горячечном бреде представителей незатейливых народов....
                Wesley
                Обычно в лечении нуждаются персонажи которые много пишут капсом. То есть те кто пытаются орать на собеседника, проявляют в разговоре сильные эмоции, как правило вместо аргументов. Попросту ведут себя неадекватно. Ниспровергатели общепринятых теорий, изобретатели вечных двигателей, свидетели мирового эфира или вот такие выпускники орловского педвуза в американской шляпе. Разумеется любители капса мгновенно узнали себя и побежали ставить минусы )) Не удивлюсь если и северок держит над кроватью символы демократии.
                Nekto
                Ты вообще что такое, ничтожество ватное, ни одной умной мысли здесь не изложил, конструктивно раскритиковать чужую не способен, только свои комплексы неполноценоценности здесь предьявить и можешь. ПНХ и закрой свою кариестную пасть, убогое, недоразвитое и тупое существо...
Lev Tsitolovsky
27.09.2021
Тоже мне загадка! Ответ в названии: этруски- это русские.
    27.09.2021
    Тоже мне загадка! Ответ в названии: этруски- это русские.
    Которые по пути в Россию на время побыли пруссаками...
      Казак
        27.09.2021
        Вот я и говорю, побыли полабскими, решили стать днепровскими, а потом волжскими... и далее до Камчатки...
          27.09.2021
          это бред, пруссы это балты и они никогда не жили в бассейне Лабы (Эльбы -герман.)...
            28.09.2021
            Что-то с чувством юмора при путинице страшное сделалось... В ответ на сарказм и иронию -- бросаетесь опровергать и просвещать!.. Похоже, вы всерьез полагает, что вы один про это читали... ))
        27.09.2021
        Это полный бред, пруссы вообще не славяне, а народ балтийского происхождения, и они жили между Вислой и Неманом, а не между Эльбой (Лабой - слав.) и Одером, т.е. в том месте где жили настоящие полабские славяне из непримиримых племенных союзов : ободритов и лютичей...
      29.09.2021
      Не путай ! "Прусы",генетически уничтоженные немцами в 15 веке - славяне; а немцы поселившиеся на землях прусов - пруссАки (не путать с прусакАми)
    27.09.2021
    Это их так латины называли, но сами себя этруски называли рассена. И не фантазируйте, они ни к каким славянам, не то что русским, никакого отношения не имеют, разве что только из соображений что де все люди браться...
    28.09.2021
    Так вот почему великоросы стали ру сскими при большевиках!!!
      28.09.2021
      Здрасьте, я ваша тётя, русские стали русскими (так же как и украинцы и белорусы) с конца 14го века, когда и зародились эти народы. И русские всё время себя так и называли, великороссами они стали зваться во времена империи, когда её назвали византийским именем Россия, для отличия от присоединённых на тот момент недавно украинцев - малороссов. *************** Тут уж в пору поинтересоваться как Русь стала называться Украиной, хотя изначально это было имя нарицательное, незакреплённое ни за какой определённой территорией, но в течении 16 и 17 веков постепенно превратилось в имя собственное и стало означать именно нынешнюю Украину, которая стала писаться с большой буквы, а русько-козацький народ стал именоваться украинским...
        28.09.2021
        Нынешним украинцам просто неохота свой гимн менять и отказываться от своего мифа о козацьких корнях, а так, давно бы пора им сменить название своей страны на Русь изначальная или Киевская Русь, а себя звать русы... ))) Представляю, как стало бы корежить русских ура-патриотов...
          28.09.2021
          Ну основатель УНР Михаил Грушевский ещё в 1917 году как раз и предлагал изначально назвать страну Украина-Русь, как это и написано на хоругви митрополита, но почему-то не пошло, может в недалёком будущем исправят это упущение...
    29.09.2021
    Нет самоназвание этрусков - "росена" .или "росы".
К сожалению, по этрускам эта статья настолько невнятная, что результат получается совершенно обратный: ничего пока и не доказано и не обосновано, а есть только жгучее желание сфабриковать "сенсацию" на пустом месте...!!! 👹 Пока превалирует версия их выхода из Малой Азии (Ликия, Киликия...???) 🤔
    27.09.2021
    Совершенно согласен! Язык - основа культуры и он не имеет "родственников" среди италиков. Скорее всего его носители - далёкие потомки носителей мегалитических культур эпохи энеолита/ранней бронзы, распространявшихся в Средиземноморье до прихода индоевропейцев - потомков ямной культуры.
      Sagamor
      28.09.2021
      Ямники не были ИЕ, там генетические маркеры, отличные от маркеров, превалирующих среди ИЕ в те времена.
        29.09.2021
        Ого, альтернативные учёные подтянулись! И кто же у нас тогда был ИЕ?
          Sagamor
          29.09.2021
          Фатьяновцы, например, или шнуровики. "Согласно Кроонену и соавторам (2018), Дамгаарду и соавторам (2018), появление протоанатолийского языка индоевропейцев происходит в начале 4 тысячелетия до н. э., то есть до генезиса Ямной культуры, о чём свидетельствует ряд лингвистических, генетических и археологических исследований. В связи с чем, эти авторы констатируют, что сценарий, при котором индоевропейские языки Анатолии зародились от индоевропейских носителей, происходящих из Ямной культуры (степная гипотеза), может быть отвергнут"(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0#%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D1%8B) У ямников мужской генетический маркер, в основном, R1b, в то время, как ИЕ-языки в ту эпоху прочно ассоциированы с R1a. Ямники на каком-то этапе, конечно, могли перенять какой-нибудь ИЕ-язык, но вообще ИЕ не являются потомками ямников. Происхождение другое.
            29.09.2021
            "Ряд исследований" это лишь частное мнение. Что данные авторы пишут о фатьяновцах? Что это они в Анатолию ИЕ языки принесли? Почитайте, например, "Как заселялась Европа" Джин Манко. Хоть и написана 6 лет назад, но представляет собой довольно полный свод информации по теме. Подавляющее большинство учёных по-прежнему придерживается именно "степной" теории. А ваши фатьяновцы сгинули во тьме веков, толком и не оставив потомков.
    29.09.2021
    Так оно и есть."Тря-ля-ля-ла-ла-ла,псевдомудрые слова...
Автор и компания письменность этрусков расшифрована около 50 лет назад.Европейцы не смогли это сделать,потому что упорно читали справа налево + с уверенностью. что она звуковая + использовали методику безнадежных двоечников ...А реале - этруски писали слева направо + слоговой письменностью.
    Mozes
    27.09.2021
    Что за бред вы тут пишите, милейшая, алфавит этрусков как и многие их культурные достижения основаны на греческом алфавите, который в свою очередь основывался на финикийском (пуническом, ханаанском). И это было не трудно сделать так как греки жили по соседству, ибо с 8 века до н.э. на юге Италии была создана Великая Греция. Но знать буквы и даже фонетическое звучание их слов, не значить понимать их смысл, вам же написали что язык не индоевропейский, что само по себе и не понятно потому что сами этруски вроде индо-европейцы, откуда же тогда они взяли свой язык(?)...
      Казак
        27.09.2021
        Это фейк и подгонка, это попытка вложить некий вымышленный смысл в слова истинного смысла которых никто не знает по принципу их некоего созвучия с современными русскими словами. В качестве примера: перевод латинской фразы: "мементо мори" - "моментально в море" (из фильма Операция Ы), тут тот же принцип, латинский можно объявить устаревшей формой русского, всё ж вроде ясно. Это при том что современный русский человек мало что понял бы из древнеруськой мовы, окажись он в Киеве в примерно 11ом веке, даже украинцу там было бы многое непонятно, хотя украинский гораздо ближе к староруському языку.. Короче всё это вздорный бред, каких-то невежд и псевдоучёных...
        29.09.2021
        Скажите "спасибо" Геннадию Гриневичу, расшифровавшему этрусскую письменность.Я тоже получила удовольствие от чтения этих коротких надписей...Да .этруски умели наслаждаться жизнью!Одна золотая табличка ,на которой вместо сочиненных европейцами молитв оказался рецепт прививки винограда чего стоит!А надпись на зеркале - просто прелесть!
          29.09.2021
          да-да, этруски якобы говорили по русски, и хоть ты кол на голове теши, а в Европе об этом ни сном, ни духом, вот так все 75 лет свято верили в якобы научность коммунизма...
      Анна
      28.09.2021
      Древневизантийские тексты, учитывая некоторые утраченные буквы русского алфавита, при чтении спокойно понимаются на русском. Немного устаревшими выглядят, но вполне читаемы и понимаемы)))
        28.09.2021
        Уверяю вас, что вы без долгой специальной подготовки даже на древнерусском и на старославянском языках и половины текстов не поймете правильно (а оставшуюся часть не поймете вовсе), не говоря уж о греческом, на котором писались тексты в Византийской империи... Даже специалисты порой впадают в детские ошибки: классический пример -- "белка, скачущая по дереву" в "Слове о полку Игоревом"... Всеобщее недоумение (и мое в том числе) разрешила лет тридцать тому назад школьница -- дочка моей приятельницы, которая сказала, что ни мысль, ни белка у Бояна ни по какому дереву не скакала и не растекалась, а обращалась к древности, то есть к прошлому, к былому... Увы, эта простая мысль не ушла в ученый народ, а потому белка все скачет и скачет...
          29.09.2021
          Что тебе понять про белку, надо читать текст оригинала, пришли почитаю переведу разжую суну в ротик и пальчиком протолкну... Умник ты мой дебелоидный...
            29.09.2021
            Умник ты мой дебелоидный...
            Еще один многомудрый задорновец-колупаевец голос подал. И как все они -- сразу чего-то требует и предлагает...
            разжую суну в ротик и пальчиком протолкну
            А ты, смотрю, нахальнее Валиадиса... Жевать, конечно, жуй, кто же тебе это запретить может... Можешь даже помечтать, как ты свой грязный палец с этой жвачкой на конце мне в рот суешь... )))
          29.09.2021
          Неужели я,провинциальный технарь, получила эту самую специальную подготовку,потому что могу без особого труда читать тексты 1000-летней давности? И где я ее получила? разве что из астрала..)))))))))))))))))))
        28.09.2021
        Хватит тут бред писать, русский и язык Византии это совершенно разные языки, вначале, до VII века, в Византии говорили на латыни, затем на среднегреческом. Ни один из этих языков никоим образом не похож ни на русский, ни на один из славянских языков. Хотя в русском есть ассимилированные по произношению заимствования из этих обоих языков, но не более того...
      29.09.2021
      Когда я жил под Рязанью около 30000 лет назад, сосед был,соседка была ну всё такое, а вот греков не было, не помню таких... Да мы переписывались, сейчас это говорят написано по этруски не читается и не переводится... А серьёзно: греки пришли к нам на смену, стырили на алфавит написали всякую чушь а мы в это верим...
        29.09.2021
        Геродот утверждает что греки разработали свой алфавит на основе алфавита пеласгов. А самоназвание пеласгов - РЫСИЧИ!
          29.09.2021
          У греков есть чёткий миф о возникновении их письменности, её придумал переселенец из Тира Кадм, брат легендарной Европы, дочери финикийского царя Тира. Для этого Кадм дополнил финикийский алфавит гласными, развернул написание в обратную сторону (слева на право), а ещё он проучаствовал в основании города Фивы. В наше время позор не знать что в основе всех современных фонетических алфавитов Еропы и многих стран Азии лежит финикийская Алеф-Бет (азбука). А то что пишите вы какой-то непроходимый бред, и ваш Геннадию Гриневич - шарлатан, мошенник и фейкомёт...
      29.09.2021
      Увы и ах - Геродот и Плиний Старший пишут иное!
      30.09.2021
      Язык этрусков относится к праславянским. Греки (устали Геродота - что можете лично проверить :его "История "есть в интернете)разработали свою письменность на основе письменности пеласгов - тоже праславян . .Фонетическое звучание слов? Мало того что они не только прочитаны но и переведены на современный русский язык - я и сама поняла практически все!Но кажется , мне разумнее всего уйти - не хочу повторять ошибку Джордано Бруно.Правда. Вы меня не сможете сжечь на площади Цветов - но тратить время на Вас мне надоело.Наслаждайтесь своими фантазиями дальше!
    27.09.2021
    А вы какими источниками пользуетесь для таких заявлений?
      29.09.2021
      Назови себя, сначала. А то с шавками переписываться стрёмно... Вы ж по русски не понимаете... Хоть и пишите вроде бы нашими буквами...
        29.09.2021
        Ты, быдло неумытое и неподмытое похоже чурка, раз Вагиф. Куда ты вообще к культурным людям на сайт зашел? Вообще не тебя спрашивали. Так что залезь в свою конуру и не скули
      29.09.2021
      Чтением подлинников."История"Геродота, кстати ,есть в интернете ,причем бесплатно.До Плиния Старшего еще не добралась а дешифровшика письменности этрусков ( а также пеласгов и еще кое-кого) еще и проверила на правдивость (методика реальная ,но немножко опасная,поэтому не предлагаю,.) Они НЕ СОЧИНЯЕТ!А усердно ползет от фактика к фактику...Поэтому сему суперзануде я ВЕРЮ.Кстати, сама тоже немножко зануда - но это у меня профессиональное: я как и Гриневич ,тоже технарь - но в отличие от него ,контрольщик.Нам занудство положено!
        30.09.2021