16 февраля
11 526

Японского императора положили не в тот курган

4.1

Изучение находок погребального комплекса Имасиродзука в префектуре Осака дало возможность говорить о том, что император Кэйтай погребен не там, где считали ранее.

Пример погребения типа кофун / ©japantimes.co.jp

Период Кофун — одна из самых загадочных и неизученных частей истории Японии. Вообще, кофун — это тип захоронения, курган. Название идет от китайских погребальных комплексов, но в Японии значение сужено и под этим словом подразумевают вполне конкретный вид захоронений: сложноустроенный курган слегка вытянутой формы, сверху похожий на замочную скважину.

Такие погребения появляются на острове Хонсю примерно в середине III века нашей эры. Соответственно, это начало периода Кофун — и начало эпохи Ямато, будущей японской государственности. Сложное устройство погребальных курганов кофун предполагает, что хоронили в них далеко не каждого даже из местной знати. На сегодня принята точка зрения, что такие курганы возводили только для правителя или его ближайших родственников. Последним императором периода Кофун был Кэйтай.

Расположение погребений Имасиродзука и О:датяусуяма / ©Гнездилова И.С.

Он стал 26-м императором Японии и правил с 507 по 531 год. По данным «Нихон сёки», Кэйтая похоронили в Авино — так в древности именовался один из районов, находящийся на территории современной префектуры Осака. Но в Авино находятся две большие гробницы — Имасиродзука и О:датяусуяма, причем обе датируются первой половиной VI века.

По этой причине в разные исторические периоды ученые расходились во мнении, какая из них может принадлежать императору Кэйтаю. В период Мэйдзи правительство окончательно признало курган О:датяусуяма как императорское погребение и присвоило особый статус (как и всем императорским усыпальницам). Проблема в том, что этот статус исключает возможность свободного посещения и научного изучения территории погребального комплекса.

Но вот курган Имасиродзука для исследования доступен, и археологи работали на нем не одно десятилетие. Ирина Гнездилова из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН обобщила результаты раскопок и пришла к выводу, что император мог быть погребен именно в кургане Имасиродзука. Соответствующая работа опубликована в журнале «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий». Посмотрим на ее аргументы.

В первую очередь Гнездилова отмечает традиционно сложное устройство погребения. В процессе раскопок археологи обнаружили целую систему насыпей, рва и вала, которые характерны для позднего периода Кофун. Надо сказать, что курган Имасиродзука грабили — причем погребальную камеру тоже. Исследователи нашли в ней сотни кусочков туфа двух типов — белый и розовый. Они предполагают, что это остатки саркофага, а камень для него некогда привезли из двух разных мест.

Вообще, удалось найти очень богатый погребальный инвентарь, включающий оружие, доспехи, украшение, а также лошадиную сбрую. Для грабленного захоронения это редчайший случай. Возможно, у грабителей было мало времени или они ограничились уносом самых ценных вещей. Обнаруженные предметы указывают на то, что в кургане похоронили мужчину.

На одном из участков археологи нашли множество фигурок под названием «ханива» — керамические скульптуры, изображающие людей, животных, домашнюю утварь, предметы обихода. В «Нихон сёки» рассказана история появления обычая оставлять ханивы в могилах. Прежде чем 11-й император Японии Суйнин взошел на трон, умер его дядя. По обычаю, с ним похоронили свиту — живых людей. Стоны заживо похороненных так подействовали на Суйнина, что он приказал поменять обычай и вместо людей и животных хоронить ханивы.

Ханива, изображающая лошадь / ©wikipedia.org

Согласно той же «Нихон сёки», ханивы помещали только в императорские могилы, а коллекция, найденная в кургане Имасиродзука, — самая большая из обнаруженных на сегодня.

Отметим, что курган О:датяусуяма признали императорским погребением в эпоху, мягко говоря, не самой развитой археологической мысли в Японии. А так как современное исследование его невозможно, остается опираться на косвенные данные — и сравнивать их с данными, полученными при изучении кургана Имасиродзука в наше время.