• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
16.02.2022
НИУ ВШЭ
2
1 380

Российский EdTech-рынок имел надежную базу еще до пандемии

4.5

Рынок образовательных технологий получил заметный толчок к развитию в период пандемии, однако условия, позволившие школам, вузам и курсам быстро и относительно безболезненно перейти на дистант, сложились задолго до появления коронавируса. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики, изучив статистику и прогнозы, опубликованные до и после начала пандемии.

Российский EdTech-рынок имел надежную базу еще до пандемии / ©Getty images / Автор: Regulus Tremerus

Статья вышла в журнале «Информатика и образование». Рынок EdTech включает в себя самые разные технологии, которые используются в образовании: онлайн-курсы, образовательные платформы, системы мониторинга и прокторинга, цифровые тренажеры и симуляторы, решения для организации учебного процесса и многое другое. Нередко этот термин приравнивают к онлайн-образованию, но многие технологии могут эффективно применяться также в очном и смешанном форматах.

Для успешного внедрения образовательных технологий необходимо широкое распространение компьютеров (как личных, так и в образовательных учреждениях), подготовка учителей и преподавателей и — особенно в сегментах с небольшим участием частного капитала — поддержка государства. Уже 10 лет назад компьютер дома был у 93 процента российских школьников, 80 процентов пользовались компьютерами в школе (по этому показателю Россия обгоняла Сингапур, Швейцарию, Бельгию, Японию и многие другие страны). До пандемии учителя и педагоги не очень часто использовали цифровые технологии в обучении, но уровень компьютерной грамотности у них уже тогда был довольно высоким.

Государство старается стимулировать и регулировать развитие цифрового образования (как для школьников и студентов, так и для людей, завершивших формальное обучение): действуют проекты и программы, направленные на внедрение новых форматов и образовательных технологий, повышение квалификации учителей, поощрение непрерывного образования.

Оценки размера и, соответственно, перспектив развития рынка образовательных технологий в России сильно разнятся. Это связано прежде всего с различными определениями области и ее границ: как соотносить ее с онлайн-образованием, учитывать ли предполагаемый объем рынка частных репетиторов (например, ведущих занятия через Skype/Zoom), как оценивать размеры непубличных сделок. Исходя из разных трактовок и ответов на эти вопросы, можно получить оценку рынка от 30 до 40 миллиардов рублей в 2018 году, по доле от всего рынка образования в России это сравнимо с общемировым показателем (около 1,5 процента). При этом EdTech показывает высокие темпы роста — около 20 процентов в год.

«Как и ожидалось, пандемия усилила и ускорила развитие рынка EdTech в России. При этом стоит отметить, что именно те технологии и тренды, которые были развиты еще до вынужденного перехода в онлайн, позволили компаниям и образовательным организациям весьма успешно адаптироваться к новым реалиям.

Рынок ответил на растущий спрос усилением конкуренции. Сегмент ДПО стал еще более заметным. Такие компании, как Skillbox, “Нетология”, “Яндекс.Практикум”, не только стали широко известны, но и продолжают привлекать новую аудиторию и расширять предложение курсов, что еще раз подчеркивает актуальность тренда на переквалификацию и получение новой профессии уже во взрослом возрасте. Логичным продолжением развития рынка является укрупнение основных его игроков: почти 50 процентов суммарной выручки от топ-100 компаний приходится на три бизнес-группы (VK, Skyeng, TalentTech)», — прокомментировала эксперт факультета экономических наук ВШЭ Мария Томилина.

В мире в целом в допандемийные годы лидировал сектор корпоративного обучения (B2B), от него немного отставало обучение частных клиентов (B2C), но в разных регионах сложилась разная структура рынка. Так, в США активно развивались технологии, применимые в школьном и высшем образовании (лишь в 2019 году они уступили первенство корпоративному обучению), а в странах Северной Европы почти две трети рынка занимает сегмент школьного образования.

Самый крупный сегмент российского EdTech-рынка — дополнительное образование для взрослых. Оно занимает половину рынка по обороту и растет быстрее остальных. Кроме того, у этого сегмента есть большой потенциал для дальнейшего роста: в России дополнительным образованием охвачены 15 процентов людей трудоспособного возраста, в развитых странах — 40 процентов. Чаще всего взрослые посещают языковые курсы, получают навыки, востребованные в сфере IT, или обучаются по корпоративным программам; soft skills и бизнес-образование менее популярны.

В школах и вузах цифровые технологии активно применяют для решения административных задач: ведения расписаний, дневников, отчетности; непосредственно в педагогической практике они пока используются реже. Однако за счет масштабного внедрения таких решений в государственных образовательных учреждениях компании-поставщики (то есть сектор B2G) получают наибольшую среднюю выручку.

В 2020 году в связи с переходом на удаленку EdTech-рынок вырос сильнее, чем прогнозировалось, — до 53–54 миллиардов, причем многие компании показали двух- и трехкратный рост. Быстрее всего в пандемию увеличивалась выручка компаний, занимающихся бизнес-образованием, иностранными языками и корпоративным обучением, но лидерами остаются курсы по IT и цифровым профессиям и сегмент школьного образования.

«EdTech — рынок, который определенно будет расти еще долго. Однако говорить про масштабные изменения, как мне кажется, не приходится. Основной спрос понятен: школам и вузам надо иметь возможность учить дистанционно, для этого нужны образовательные технологии; взрослым необходимо обновлять свои навыки достаточно часто, чтобы не проигрывать в конкуренции на рынке труда, а учиться им теперь удобнее удаленно; корпоративное обучение все так же актуально, как и раньше.

Прошедшие почти два года доказали, что онлайн-образование и удобно, и эффективно, если услуга оказывается качественно, так что мы ожидаем дальнейшее развитие и рост вышеперечисленных сегментов как в объеме выручки, так и в совершенствовании технологий и подходов к обучению», — поделилась прогнозом Мария Томилина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Вчера, 20:14
Редакция Naked Science

Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.

Позавчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
-
0
+
Сказочная страна. Да не работает дистант в школах. Исследователям заглянуть бы в школу (желательно в замкадье) а не статистику и прогнозы копипастить. Не готовы ни учителя, ни программа учебная, ни ученики. И за два года пандемии мало что изменилось. Наоборот первое время еще пытались позумить теперь же плюнули. Характерно что для иллюстрации статьи взята фотка польской фотостудии )) Ну чтоб поменьше мулаток и азиаток в иллюстрации о "российском" образовании.
    -
    0
    +
    Соглашусь. Не готова ни школа, ни преподы, ни ученики к дистанту. Прямой перевод оффлайн уроков в онлайн не проходит, по многим причинам. Голубицкий об сем подробно на НГ писал. У нас плюнули и на дистант и на вирус слюной, ибо уже достало, и с 14 февраля все ученики и студенты вышли в очное. Ибо они за 2 года вообще уже опухли, одурели и разбаловались до предела на этом дистанте. Невыносимо уже все это для родителей. В статье негативный опыт вынужденного дистанта обязательных предметов игнорируется, выпячивается дополнительный ЕдТех, который вообще-то факультативный.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно