16 февраля
9 387

Врачам удалось избавить человека от ВИЧ в четвертый раз в истории

3.9

Использованный метод довольно специфичен, и неясно, получится ли его повторить массово. Исследователи надеются, что им удастся лечить так по полсотни человек в год.

Вирус ВИЧ (выделен зеленым отделяется от пораженной ВИЧ ранее клетки иммунной системы человека). Исходный снимок электронного микроскопа был черно-белым, цвета добавлены для наглядности / ©Wikimedia Commons

Вирус иммунодефицита человека — в норме неизлечимое заболевание. Так получается потому, что он специализируется на размножении внутри клеток иммунной системы, которая обычно и сражается с вирусом. В результате у организма не остается средств для борьбы с патогеном.

Есть небольшое число коренных европейцев (примерно 1% от их количества), которые практически не инфицируются ВИЧ — за счет того, что из-за редкой мутации у этого 1% он не может прикрепиться к их клеткам. Но если у человека этой мутации нет и он заразился, в норме он уже не вылечится: придется всю жизнь принимать лекарства, снижающие число единиц вируса в крови до значений, когда не развивается СПИД.

Но изредка ситуацию удается повернуть вспять. Во-первых, два человека излечились от ВИЧ самопроизвольно, без лекарств. Как именно — до сих пор не ясно, но медики подозревают наличие у них каких-то необычных мутаций.

Во-вторых, в трех случаях от ВИЧ избавились люди, которых лечили совсем не от него. У них была лейкемия (при ней в организме дефицит лейкоцитов, белых кровяных телец), и, чтобы побороть ее, врачи пересадили пациентам стволовые клетки костного мозга, отвечающие за выработку белых кровяных телец.

Донорами стволовых клеток выступили люди с мутацией одного из рецепторов на поверхности человеческих клеток — CCR5-Δ32. Именно она защищает 1% коренных европейцев от заражения ВИЧ. Лейкоциты — часть иммунной системы, и, по всей видимости, будучи не в силах их поразить, ВИЧ исчезал из организма человека.

Клетки крови человека под микроскопом. «Лохматые» — это лейкоциты, со впадинкой в центре — эритроциты. / ©Wikimedia Commons

Теперь американские врачи заявили о четвертом случае излечения от вируса. В этот раз речь идет об американке, которая получила не только пересадку стволовых клеток костного мозга, но и пуповинную кровь донора с подобной мутацией. Пуповинная кровь, как можно догадаться, остается в плаценте и пуповинной вене после рождения ребенка. В ней содержатся стволовые клетки, причем отбор на совместимость донора в случае пуповинной крови менее строгий, чем при выборе другого источника стволовых клеток: риск их отторжения в случае пуповинной крови ниже.

Саму операцию по пересадке стволовых клеток взрослого донора (а равно и переливание пуповинной крови) провели еще в 2017 году. Однако доктора сперва дождались исчезновения признаков лейкемии (при дефиците лейкоцитов отменять прием лекарств, подавляющих ВИЧ, опасно). Затем они отменили антиВИЧ-терапию и 14 месяцев ждали, чтобы удостовериться, что вирус не начал размножаться вновь. Лишь теперь они более или менее уверены в полном излечении женщины.

Следует отметить, что метод лечения с помощью как стволовых клеток, так и пуповинной крови достаточно непрост, требует поиска доноров и подразумевает сложную операцию. Поэтому не стоит ожидать, что он будет массовым. Один из врачей, стоявших за излечением, отмечает, что в США подобной терапией даже в перспективе будут пользоваться примерно 50 человек в год.

В теории излечение от ВИЧ возможно организовать с помощью стволовых клеток и для людей без лейкемии. Но такой процесс может быть массовым только после того, как мы научимся стабильно воспроизводить стволовые клетки с нужными параметрами, от чего наука все еще весьма далека.