Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Засуха могла стать удобным предлогом для Аттилы при нападении на Рим
Авторы нового исследования считают, что установили причину падения Римской империи: во всем виновато изменение климата. Но этот вывод вызывает вопросы.
События, известные в истории как Великое переселение народов, полностью перекроили карту Западной Европы и привели к падению великой империи — Рима. А начались они во второй половине IV века, когда с востока в Европу вторглись гунны — кочевники из Восточной и Центральной Азии.
Историки достоверно не знают, почему гунны пошли на запад. Принято считать, что из Азии их вытеснили племена древнемонгольских кочевников. После этого гуннам ничего не оставалось, как попытаться надавить на западных соседей — германские племена готов. Давление прошло успешно: к 373 году они покорили аланов, живших на Дону, государство остготов на Днепре и даже заняли римскую провинцию Паннонию. Там они сменили кочевой образ жизни и помимо традиционного животноводства занялись земледелием.
В Journal of Roman Archaeology опубликована работа, авторы которой считают, что дальнейшая экспансия гуннов в римские земли была обусловлена экстремальными засухами 430-450 годов нашей эры. Они полагают, что именно природные явления нарушили образ жизни в придунайских пограничных провинциях восточной части Римской империи, заставив народы гуннского племенного союза принять новые стратегии для «защиты от серьезных экономических проблем».
К таким выводам ученые из Кембриджского университета (Великобритания) пришли после оценки новой реконструкции режима осадков на основе древесных колец, а также археологических и исторических данных. Они считают, что климатические колебания, в частности засухи с 420 по 450 год нашей эры, могли привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и пастбищ для животных за пределами пойм Дуная и Тисы.
В работе сказано: «Мы обнаружили, что периоды засухи, зафиксированные по биохимическим сигналам в кольцах деревьев, совпадали с усилением набеговой активности в регионе. <…> Если дефицит ресурсов становился слишком экстремальным, оседлое население могло быть вынуждено перемещаться, диверсифицировать свои методы жизнеобеспечения и переключаться между земледелием и скотоводством. Это могло быть важной стратегией во время климатически обусловленного спада».
Иными словами, авторы работы утверждают, что пришедшие с востока племена кочевников начали вести оседлый образ жизни. И только засуха заставила их изменить свою социальную и политическую организацию и стать жестокими налетчиками.
Попробуем разобраться, так ли все просто. Нападения гуннов на римскую границу усилились после прихода к власти Аттилы в 434 году. Гунны все чаще требовали выплат золотом и в конечном итоге стали претендовать на полосу римской территории вдоль Дуная. В 451 году они вторглись в Галлию, а через год — в Северную Италию.
В исследовании утверждается, что если современная датировка событий верна, то самые разрушительные нашествия гуннов в 447, 451 и 452 годах совпали с чрезвычайно сухим летом в Карпатском бассейне: «Вызванные климатом экономические потрясения могли потребовать от Аттилы и других высокопоставленных лиц добывать золото в римских провинциях, чтобы содержать военные отряды и поддерживать межэлитную лояльность. Бывшие пастухи, похоже, стали грабителями».
Проблема этого вывода заключается в том, что гунны никогда не были мирными пастухами. После завоеваний земель вокруг Дона, Днепра, Днестра, а также Паннонии они не остановились и не стали вдруг резко миролюбивыми. Так, уже в 395 году гунны, пройдя через Кавказ, разорили римские провинции Сирию и Каппадокию.
Потом римлянам удается, с помощью золота, привлечь гуннов как союзников — они вместе воюют против готов. Но уже в 422 году бывшие союзники напали на Фракию, заставив императора Византии откупаться от них. Вот такие мирные пастухи и земледельцы.
Великое переселение народов часто связывают с изменением климата, которое называют Климатическим пессимумом раннего Средневековья. Но он начался почти через сто лет после тех завоеваний Аттилы, о которых сказано в работе, — лишь в 535 году.
Позволим себе предположить, что собственно засухи, к тому же не продолжавшиеся по несколько лет, не стали основной причиной нападения на центральные провинции Римской империи, хотя и могли упоминаться на переговорах как тяжелые обстоятельства.
Скорее дело непосредственно в личности вождя гуннов — Аттилы. Именно он стоял во главе самых опустошительных походов в римские земли. Он поменял гуннскую военную стратегию: при нем стали практиковать осады городов. И он же привел гуннов в Галлию, где и был остановлен в Битве на Каталаунских полях.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии