02.12.2020

Геофизики определили, как формировались земные континенты

4.6

Американские исследователи проанализировали тысячи образцов минералов горных пород и пришли к выводу о том, когда сформировались земная суша и водоразделы современного масштаба.

Геофизики определили, как формировались земные континенты / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters. Науке известно, что некоторые части нынешних материков образовались в далеком прошлом, а другие части — более молодые. Однако данные о скорости, с которой формировалась суша, до сих пор оставались доподлинно не известными. Ученые из Пенсильванского университета (США) полагают, что приблизились к ответу на этот вопрос.

Для этого они проанализировали порядка 7700 различных образцов горных пород и применили уникальный статистический анализ возраста кристаллизации циркона — минерала, относящегося к островным силикатам. Он отличается надежными датировками и часто встречается в осадочных породах.

Этот минерал химически устойчив, поэтому его часто используют для реконструкции геологического прошлого Земли и называют «капсулой времени». Так, в западной Австралии в начале 2000-х ученые обнаружили кристаллы циркона с датировкой более четырех миллиардов лет, что делает эти образцы древнейшим материалом на планете.

В результате сотен тысяч анализов циркона специалистам из США удалось установить, что массовое возникновение континентов началось в конце мезоархея (от 3,2 до 2,8 миллиарда лет назад) и продолжалось на протяжении всего неоархея (от 2,8 до 2,5 миллиарда лет назад). Таким образом, ученые определили, что суша начала подниматься над океанами примерно три миллиарда лет назад.

Общую площадь этих континентов они пока не определили, а вот масштабы современного водораздела, как полагают исследователи, получилось установить. Предположительно, размер нынешних водоразделов сформировался еще 2,7 миллиарда лет назад. Знание об этом, считают геофизики, важно, поскольку помогает понять многое о формировании Земли и возникновении на ней жизни, а в перспективе — тех же процессов на других планетах.