02.12.2020
Мария Кривоченко
2 741

Ученые предположили, почему мы хотим спать во время укачивания

2.9

Эксперименты показали, что дрозофилы со временем привыкают к монотонной вибрации и лучше высыпаются благодаря ей. Сон мух похож на человеческий, и ученые предполагают, что то же происходит с людьми. Человек с младенчества привыкает к тому, что его укачивают, чтобы усыпить, — со временем стимуляция начинает работать как снотворное.

©Доктор Кенги Кох, Университет Томаса Джефферсона

Биологи знают, что люди и мыши засыпают, если их начать укачивать. Однако нейронные механизмы, лежащие в основе такой реакции, до сих пор не были известны. Команда из Университета Томаса Джефферсона выяснила, что дрозофилы так же засыпают от монотонной стимуляции. Результаты работы опубликовали в журнале Cell Reports.

Сон мух похож на человеческий, потому ученые предполагают, что укачивание и вибрации влияют на людей схожим образом. «Мы взяли плодовую муху в качестве модели для изучения механизмов индукции сна с помощью механической стимуляции», — рассказал доктор Кюн Кох, автор исследования.

Биологи поместили мух на вибрирующую платформу и наблюдали, как изменится режим сна у насекомых. Результаты показали, что дрозофилы лучше засыпают и дольше спят во время укачивания — как люди. Также они реагируют на свет и звук, который бы разбудил их при обычном сне. Помимо этого, мухи были бодрее после отдыха и вели себя так, будто спали дольше обычного.

Исследователи заметили, что в первое время вибрация делала насекомых активнее. Но после нескольких попыток заснуть во время укачивания платформа начала усыплять дрозофил. Как считают ученые, мухи привыкают к новым условиям и впоследствии чувствуют себя настолько спокойно, что засыпают. «Со временем мухи узнают, что вибрация не представляет угрозы, и это снижает бдительность», — объяснил доктор Кох. Также выяснилось, что эффективность вибраций зависит от их частоты и генетических особенностей насекомых.

Анализировать нейронные механизмы на мухах гораздо проще, чем на людях, поэтому команда продолжит использовать насекомых в качестве модели. Ученые планируют определить нейроны, которые способствуют засыпанию во время укачивания. Также они хотят выяснить, как влияют на засыпание другие стимулы — световые, слуховые и обонятельные.

Кроме того, в будущем команда планирует оптимизировать платформу для людей и использовать укачивание как безопасное снотворное. «Было бы полезно подобрать индивидуальные параметры стимулов для каждого человека за несколько сеансов терапии», — подытожил Кох.