30.12.2021
2 705

Китайцы пригрозили бойкотом Tesla из-за сближения спутников Starlink со станцией «Тяньгун»

2.6

Хотя единственная связь между обеими компаниями заключается в личности основателя — Илона Маска, — а их финансовые потоки никак не пересекаются, волну народного гнева не остановить. Патриотично настроенные жители Поднебесной призывают «перестать давать деньги человеку, тратящему их на спутники, которые едва не сталкиваются с китайской космической станцией».

Кадр с панорамной камеры A, установленной на модуле «Тяньхэ». На изображении видны тайконавты занимающиеся внекорабельной деятельностью в ноябре 2021 года / ©CMSA, CCTV, Chinese Academy of Sciences

О таких настроениях в китайском сегменте интернета пишет портал Phys.org со ссылкой на социальную сеть Weibo. Всего за один день хештег, который можно перевести как «бойкот Tesla», набрал свыше 90 миллионов просмотров. Со вторника его популярность не падает, многие пользователи комментируют тему в резких тонах, активно «реагируют» и делятся новостями по ней.

Причем рядовыми пользователями Сети дело не ограничивается: волну подхватило издание Global Times, считающееся официальным «рупором» Коммунистической партии Китая (КПК) в международном информационном пространстве. Сайт опубликовал материал с мнением авторитетного эксперта, который считает, что «опасное сближение спутников Starlink имеет целью проверить терпение Поднебесной в околоземном пространстве».

Налицо очередной виток политического противостояния Китая и США, а эксцентричный миллиардер «попал под раздачу». Насколько все плохо на самом деле, грозят ли Маску убытки и стоит ли воспринимать ситуацию всерьез? Разбираемся по очереди.

Опасное сближение

Сперва отметим, что два спутника группировки Starlink действительно могли пройти в настораживающей близости от космической станции «Тяньгун». И китайская орбитальная лаборатория выполняла коррекцию орбиты не просто так. Опасным считается сближение траекторий объектов в околоземном пространстве на километр и менее — при орбитальных скоростях весьма вероятны неточности в определении положения тел, так что рисковать столкнуть два спутника никто не будет. Перестраховка и термин «опасное сближение» несут негативную нагрузку, но такой подход оправдан.

Первое такое сближение «Тяньгун» и аппарата Starlink 1095 произошло 1 июля. Этот спутник запустили в январе 2020 года, но его миссия по каким-то причинам прервалась, и с начала мая 2021-го он управляемо сходил с рабочей орбиты высотой 550 километров. В плотные слои атмосферы аппарат вошел 20 сентября. Китайская орбитальная лаборатория начала свое существование 29 апреля, когда ракета «Чанчжэн-5В» (CZ-5B) вывела на орбиту базовый модуль станции — «Тяньхэ».

Важный момент: траектории спутников Starlink (в том числе сводимых с орбиты) известны, есть как минимум один открытый источник — база отслеживаемых Командованием воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) объектов, — а также всегда можно запросить текущие параметры каждого аппарата напрямую в SpaceX. Этой информацией пользуются все операторы космической техники. А значит, попытки назвать коррекцию траектории космической станции «непредвиденными и незапланированными действиями» выглядят лишь как признание своего непрофессионализма со стороны Китая.

На деле центр управления полетами, контролирующий «Тяньгун», выполнил коррекцию орбиты планово, так как заранее знал о снижающемся спутнике Starlink. Сложно поверить, что в Китае специалисты аэрокосмической области настолько беспечны и не отслеживают пересечения орбит в околоземном пространстве.

Второе опасное сближение «Тяньгун», уже с аппаратом Starlink 2305, произошло 21 октября. Этот спутник «свежий», запущен 24 марта, но тоже раньше китайской станции. Однако вплоть до середины октября он находился на парковочной орбите, где дожидался подходящих условий, чтобы экономично занять рабочую высоту и «бесплатно» скорректировать наклонение за счет прецессии траектории. Подобные маневры SpaceX также отражает в предоставляемых партнерам и коллегам по аэрокосмической отрасли данных о своей спутниковой группировке.

Теоретически есть шанс, что компания Илона Маска проинформировала об изменении орбиты Starlink 2305 слишком поздно. Или снова не слишком рьяно сотрудничала с регуляторами и другими организациями. Тем не менее китайская сторона указывает, что спутник самостоятельно изменял орбиту во время сближения. Это говорит о маневре уклонения и с его стороны. Можно предположить, что SpaceX увидела отсутствие изменений в траектории станции «Тяньгун» и взяла инициативу на себя.

Факты сближения подтверждают и независимые источники: например, авторитетный астроном Джонатан Макдауэлл (Jonathan McDowell). По его данным, после маневра уклонения «Тяньгун» и Starlink 2305 прошли на расстоянии порядка трех километров друг от друга.

Политика и ничего, кроме политики

Китай не раз получал заряд резкой критики по поводу безответственного поведения в околоземном пространстве. И это еще мягко сказано: одно из крупнейших облаков космического мусора вокруг нашей планеты появилось в результате испытания противоспутникового оружия военными Поднебесной. Международная космическая станция на протяжении последних десяти лет регулярно выполняет маневры уклонения от этой группы обломков.

В этом году Пекину припомнили такую безалаберность в свете совсем недавних событий. Первая (центральная) ступень ракеты «Чанчжэн-5В», поднявшей в космос станцию «Тяньгун», по завершении миссии не провела никаких маневров для управляемого возвращения в атмосферу. Итогом стала некоторая нервозность мирового сообщества: целую неделю никем не контролируемые 18 тонн метала снижались и грозили упасть в самых разных местах планеты. Причем кое-где на предполагаемой траектории находились густонаселенные районы. А точно предсказать время (следовательно, и место) падения объектов в таких условиях невозможно.

Из-за столь резкой международной реакции власти Китая решили ответить той же монетой при первом удобном случае. Не найдя ничего лучше, они использовали мало кем ранее замеченные сближения станции «Тяньгун» с аппаратами Starlink. К тому же достоверной информации от всех участников скандала журналистам сразу получить не удастся — такова специфика политических игр. SpaceX четвертый день не выдает комментариев, Госдепартамент США тоже отмалчивается.

А при чем тут Маск вообще?

С эксцентричным миллиардером у КПК сложные отношения. С одной стороны, Маск привел в страну Tesla, передовое производство с кучей полезных технологий и большим количеством рабочих мест. К тому же давлением на него можно выторговать какие-то уступки от Вашингтона в нынешней вялотекущей торговой войне. С другой — американская электромобильная компания за счет имиджа создает сильную конкуренцию местным производителям, которые, если и отстают от Tesla в технологическом плане, то не слишком сильно, да и компенсируют разницу низкой ценой. Масла в огонь подливает предпринимательский талант Маска, благодаря которому его марка электрокаров имеет на рынке Поднебесной невероятный для иностранного автопроизводителя успех.

Чтобы никто не расслаблялся и дабы не терять контроль над болевыми точками столь неоднозначного игрока, в Китае проходит умеренная кампания по дискредитации Tesla. Истории о различных проблемах машин этой марки, вопреки обыкновению, не сводятся на нет, а всячески подогреваются. Активистам дают трибуну, компанию Маска заставляют идти на уступки. Однако полного бойкота Tesla в Китае не должна встретить. Иначе слишком большие объемы денег уйдут из местной экономики — не смертельно, но кто в здравом уме будет отказываться от хорошего заработка? Что до разъяренной общественности в социальных сетях, то, как и раньше, через несколько дней или недель (максимум) шторм утихнет и все забудут об этом. До следующего раза, когда из Маска потребуется вытянуть какие-то «ништяки» для местного рынка.