• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.04.2021
Василий Парфенов
4
4 162

Первый модуль китайской космической станции доставлен на стартовый стол. «Великий поход 5B» готовится в запуску

4.9

Строительство обитаемой китайской орбитальной лаборатории третьего поколения вот-вот войдет в активную фазу. На ближайшие два года Поднебесная запланировала одиннадцать запусков, включающих как модули новой космической станции, так и миссии снабжения, а также пилотируемые полеты. Первый из них состоится совсем скоро — на следующей неделе. Центральный модуль под названием «Тяньхэ» уже установлен на ракету-носитель, а сама полностью собранная «Чанчжэн-5B» перемещена из здания вертикальной сборки на стартовый стол.

Первый модуль китайской космической станции доставлен на стартовый стол. «Великий поход 5B» готовится в запуску
Транспортировка «Чанчжэн-5» из здания вертикальной сборки на стартовый стол / ©Xinhua, CASC

Как пишет портал SpaceNews, ракета «Чанчжэн-5B» (что переводится, как «Великий поход 5B», также обозначается CZ-5B) проехала последние 2,7 километра по земле ранним утром в пятницу. Этот путь из здания вертикальной сборки до стартового стола занял около двух с половиной часов. С этого момента на космодроме Вэньчан, который расположен на острове Хайнань, самой южной части материкового Китая, началась предпусковая подготовка носителя.

Под обтекателем этой «Чанчжэн-5B» находится модуль «Тяньхэ» длиной 16,6 метров и диаметром 4,2 метра в транспортной конфигурации (со сложенными солнечными батареями и антеннами). Весящий более 22 тонн, он станет ядром новой модульной космической станции. Официально дата и время старта еще не объявлены, однако ранее пуск планировался на 29 апреля. Если все пройдет гладко, еще через месяц к модулю отправится грузовой корабль «Тяньчжоу», а в начале лета — и первый экипаж на корабле «Шэньчжоу».

Следующие два модуля, уже лабораторных, к «Тяньхэ» пристыкуют не ранее 2022 года. До этого на станции побывает, как минимум, три смены экипажей. На первых порах пребывание не планируется постоянным, эксплуатировать ее будут «наездами». В отсутствии тайконавтов одинокий «Тяньхэ» должен функционировать в автономном режиме под контролем наземного центра управления. Когда станция примет промежуточную многомодульную конфигурацию в виде буквы «Т», возможно, она станет постоянно обитаемой. Как до этого «Мир» и МКС. Ну а ближе к концу 2020-х к ней могут добавить еще несколько модулей, но настолько далеко идущие планы пока что выглядят туманно.

«Железо»

Как «Тяньхэ», так и «Чанчжэн-5B» — большой шаг вперед для китайской космонавтики. Основной модуль космической станции представляет собой энергетический, управляющий и стыковочный центр всей будущей орбитальной конструкции. Он состоит из трех главных отсеков: служебного, лабораторного и стыковочного. Первый, самый большой, в нем расположено основное оборудование систем жизнеобеспечения, ориентации, терморегуляции, энергоснабжения и управления, а также один стыковочный порт («задний»). Там же предстоит и жить будущим обитателям станции, по крайней мере, пока к ней не пристыкуют дополнительные модули.

Лабораторный отсек чуть короче и меньше в диаметре, на его внешней стороне размещены солнечные батареи, антенны связи и, возможно, большой роботизированный манипулятор. Внутри, насколько известно, установлены стойки для экспериментов, аналогичные тем, что используются NASA для модулей МКС, а также сопутствующее оборудование. Самый верхний (если смотреть на «Тяньхэ» под обтекателем ракеты) — сферический стыковочный отсек. На нем есть целых четыре порта для стыковки модулей или космических кораблей и один люк для выхода в открытый космос.

Следующие два модуля — «Вэньтянь» и «Мэнтянь», — будут нести гораздо больше научного оборудования: их предназначение, в первую очередь, лабораторное. В собранном виде с пристыкованными космическими кораблями «Тяньчжоу» и «Шэньчжоу» (грузовой и пилотируемый, соответственно), конструкция будет сильно напоминать советско-российский «Мир». Как и первая в истории многомодульная орбитальная лаборатория, пока неназванная китайская станция относится к третьему поколению. Это означает, что она предназначена для постоянного проживания экипажа и составлена из нескольких крупных структурных блоков, выводимых отдельными запусками.

К первому и второму поколениям, например, относят советские «Алмазы» и «Салюты», а также американскую Skylab, равно как и предыдущие китайские «Тяньгун». Классификация неофициальная и, как правило, различают их по возможности дополнительного снабжения автоматическими грузовыми космическими кораблями (как поздние «Салюты»).

Носитель тяжелого класса «Чанчжэн-5B» заслуживает внимания, как наиболее передовая ракета Поднебесной. Впервые в истории китайской космонавтики на ее первой ступени установлены водородно-кислородные двигатели большой мощности. Боковые ускорители, вопреки обыкновению, не на токсичных высококипящих компонентах топлива, а керосин-кислородные. В базовой модификации CZ-5, с водородной второй ступенью и разгонным блоком (третьей ступенью) она может забросить 14,4 тонны на геопереходную орбиту. В такой конфигурации только разгонный блок использует ядовитые горючее и окислитель — несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота, но это распространенная практика.

А вот вариант CZ-5B интересен тем, что на нем даже вторая ступень не устанавливается: только центральный блок и боковые ускорители. Зато такой «Великий поход» может доставить на низкую околоземную орбиту внушительные 25 тонн. Это делает «Чанчжэн-5B» одной из самых мощных ракет современности — она превосходит возможности как российских «Протон-М» и «Ангара А5», так и американского Falcon 9 или европейского Ariane 5. Из эксплуатируемых сейчас носителей тяжелого класса по максимальной выводимой массе CZ-5B уступает только Delta IV Heavy и Falcon Heavy. Правда, с надежностью у китайской ракеты пока не все гладко — из шести запусков один был неудачным.

Наконец, нельзя не упомянуть и планы Китайского космического агентства по созданию пилотируемого корабля нового поколения. Напомним, «Шэньчжоу» своими корнями уходит в советские разработки по программе «Союз». Пока не названный корабль должен его заменить, но ход проекта, как это обычно бывает в случае Поднебесной, окутан завесой тайны. Известно только, что в 2016 и 2020 году проводились летные испытания. Пока что на всех рейсах к будущей орбитальной станции указаны старые добрые «Шэньчжоу», но речь о том, что тайконавты к ней должны будут летать на новых кораблях шла давно.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 12:32
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.

Вчера, 11:27
Александр Березин

На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.

9 часов назад
Дарья Губина

Ученые проанализировали содержание тяжелых элементов в современных звездах и нашли новые закономерности, которые пока можно объяснить лишь распадом еще более тяжелых элементов. Из этого следует, что древние звезды синтезировали необычайно тяжелые элементы — намного тяжелее, чем любые, обнаруженные в земной природе.

Позавчера, 12:32
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.

5 декабря
Дарья Губина

Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.

4 декабря
Ольга Иванова

С возрастом здоровье человека, как известно, ухудшается, что в конце концов может привести к смерти. Международная команда ученых пришла к выводу, что нечто похожее может происходить с обществом, даже с целыми обществами. Исследователи определили наиболее «опасный» возраст государства, когда оно рискует исчезнуть с карты мира.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

1 декабря
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

Asmite Qielee
25.04.2021
-
0
+
несимметричный диметилгидразин требует окислителя? Зачем он вообще нужен тогда(
    Потому что он может храниться дольше (годы) и самовоспламеняется при контакте с окислителем (двигатель проще и можно перезапускать без ухищрений всяких). Плюс удельный импульс не так уж и плох. Есть вариант использовать гидразин (родственное НДМГ соединение), разлагая его на катализаторе. Там реакция идет без горения (но все равно греет неслабо, под 800 градусов), импульс сильно меньше, но зато дросселируются такие двигатели в очень больших пределах и невероятно просто устроены. К сожалению, несмотря на все свои минусы (крайняя токсичность и острое желание разлагать почти любую фигню, которая попадается на пути), у высококипящих топлив нет аналогов в ряде применений. Например, в системах ориентации космических кораблей, спутников и зондов, которые рассчитаны на долгий срок эксплуатации (больше полугода, обычно). А также для компактных разгонных блоков (третьих-четвертых ступеней, kickstage в англоязычной терминологии). Альтернативы есть, но их сферы применений очень узкие.
    +
      ещё комментарии
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: