Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Первый модуль китайской космической станции доставлен на стартовый стол. «Великий поход 5B» готовится в запуску
Строительство обитаемой китайской орбитальной лаборатории третьего поколения вот-вот войдет в активную фазу. На ближайшие два года Поднебесная запланировала одиннадцать запусков, включающих как модули новой космической станции, так и миссии снабжения, а также пилотируемые полеты. Первый из них состоится совсем скоро — на следующей неделе. Центральный модуль под названием «Тяньхэ» уже установлен на ракету-носитель, а сама полностью собранная «Чанчжэн-5B» перемещена из здания вертикальной сборки на стартовый стол.
Как пишет портал SpaceNews, ракета «Чанчжэн-5B» (что переводится, как «Великий поход 5B», также обозначается CZ-5B) проехала последние 2,7 километра по земле ранним утром в пятницу. Этот путь из здания вертикальной сборки до стартового стола занял около двух с половиной часов. С этого момента на космодроме Вэньчан, который расположен на острове Хайнань, самой южной части материкового Китая, началась предпусковая подготовка носителя.
Под обтекателем этой «Чанчжэн-5B» находится модуль «Тяньхэ» длиной 16,6 метров и диаметром 4,2 метра в транспортной конфигурации (со сложенными солнечными батареями и антеннами). Весящий более 22 тонн, он станет ядром новой модульной космической станции. Официально дата и время старта еще не объявлены, однако ранее пуск планировался на 29 апреля. Если все пройдет гладко, еще через месяц к модулю отправится грузовой корабль «Тяньчжоу», а в начале лета — и первый экипаж на корабле «Шэньчжоу».
Стенд, посвященный новой орбитальной станции на Китайской космической конференции в Нанкине, 2021 год / ©Xinhua, Ji Chunpeng Макет «Чанчжэн-5» (в центре экспозиции) на Китайской космической конференции в Нанкине, 2021 год. Несмотря на короткий послужной список, ракета уже отметилась отправкой миссий к Луне и Марсу / ©Xinhua, Ji Chunpeng
Следующие два модуля, уже лабораторных, к «Тяньхэ» пристыкуют не ранее 2022 года. До этого на станции побывает, как минимум, три смены экипажей. На первых порах пребывание не планируется постоянным, эксплуатировать ее будут «наездами». В отсутствии тайконавтов одинокий «Тяньхэ» должен функционировать в автономном режиме под контролем наземного центра управления. Когда станция примет промежуточную многомодульную конфигурацию в виде буквы «Т», возможно, она станет постоянно обитаемой. Как до этого «Мир» и МКС. Ну а ближе к концу 2020-х к ней могут добавить еще несколько модулей, но настолько далеко идущие планы пока что выглядят туманно.
«Железо»
Как «Тяньхэ», так и «Чанчжэн-5B» — большой шаг вперед для китайской космонавтики. Основной модуль космической станции представляет собой энергетический, управляющий и стыковочный центр всей будущей орбитальной конструкции. Он состоит из трех главных отсеков: служебного, лабораторного и стыковочного. Первый, самый большой, в нем расположено основное оборудование систем жизнеобеспечения, ориентации, терморегуляции, энергоснабжения и управления, а также один стыковочный порт («задний»). Там же предстоит и жить будущим обитателям станции, по крайней мере, пока к ней не пристыкуют дополнительные модули.
Лабораторный отсек чуть короче и меньше в диаметре, на его внешней стороне размещены солнечные батареи, антенны связи и, возможно, большой роботизированный манипулятор. Внутри, насколько известно, установлены стойки для экспериментов, аналогичные тем, что используются NASA для модулей МКС, а также сопутствующее оборудование. Самый верхний (если смотреть на «Тяньхэ» под обтекателем ракеты) — сферический стыковочный отсек. На нем есть целых четыре порта для стыковки модулей или космических кораблей и один люк для выхода в открытый космос.
Устройство модуля «Тяньхэ» на основании данных из открытых источников / ©Leebrandoncremer, Wikimedia Схема китайской космической станции нового поколения. В центре — модуль «Тяньхэ», справа и слева к его сферическому стыковочному отсеку пристыкованы «Вэньтянь» и «Мэнтянь». Сверху — грузовой корабль «Тяньчжоу», снизу — пилотируемый «Шэньчжоу» / ©Craigboy, Wikimedia Лабораторный модуль «Мэнтянь» / ©Leebrandoncremer, Wikimedia Лабораторный модуль «Вэньтянь» / ©Leebrandoncremer, Wikimedia
Следующие два модуля — «Вэньтянь» и «Мэнтянь», — будут нести гораздо больше научного оборудования: их предназначение, в первую очередь, лабораторное. В собранном виде с пристыкованными космическими кораблями «Тяньчжоу» и «Шэньчжоу» (грузовой и пилотируемый, соответственно), конструкция будет сильно напоминать советско-российский «Мир». Как и первая в истории многомодульная орбитальная лаборатория, пока неназванная китайская станция относится к третьему поколению. Это означает, что она предназначена для постоянного проживания экипажа и составлена из нескольких крупных структурных блоков, выводимых отдельными запусками.
К первому и второму поколениям, например, относят советские «Алмазы» и «Салюты», а также американскую Skylab, равно как и предыдущие китайские «Тяньгун». Классификация неофициальная и, как правило, различают их по возможности дополнительного снабжения автоматическими грузовыми космическими кораблями (как поздние «Салюты»).
Модель грузового космического корабля «Тяньчжоу» / ©Godai, Wikimedia Схема «Шэньчжоу», хорошо видно, что его конструкция во многом повторяет опробованные в советских «Союзах» решения, пусть и здорово переосмысленные / ©Reubenbarton, Wikimedia
Носитель тяжелого класса «Чанчжэн-5B» заслуживает внимания, как наиболее передовая ракета Поднебесной. Впервые в истории китайской космонавтики на ее первой ступени установлены водородно-кислородные двигатели большой мощности. Боковые ускорители, вопреки обыкновению, не на токсичных высококипящих компонентах топлива, а керосин-кислородные. В базовой модификации CZ-5, с водородной второй ступенью и разгонным блоком (третьей ступенью) она может забросить 14,4 тонны на геопереходную орбиту. В такой конфигурации только разгонный блок использует ядовитые горючее и окислитель — несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота, но это распространенная практика.
А вот вариант CZ-5B интересен тем, что на нем даже вторая ступень не устанавливается: только центральный блок и боковые ускорители. Зато такой «Великий поход» может доставить на низкую околоземную орбиту внушительные 25 тонн. Это делает «Чанчжэн-5B» одной из самых мощных ракет современности — она превосходит возможности как российских «Протон-М» и «Ангара А5», так и американского Falcon 9 или европейского Ariane 5. Из эксплуатируемых сейчас носителей тяжелого класса по максимальной выводимой массе CZ-5B уступает только Delta IV Heavy и Falcon Heavy. Правда, с надежностью у китайской ракеты пока не все гладко — из шести запусков один был неудачным.
Наконец, нельзя не упомянуть и планы Китайского космического агентства по созданию пилотируемого корабля нового поколения. Напомним, «Шэньчжоу» своими корнями уходит в советские разработки по программе «Союз». Пока не названный корабль должен его заменить, но ход проекта, как это обычно бывает в случае Поднебесной, окутан завесой тайны. Известно только, что в 2016 и 2020 году проводились летные испытания. Пока что на всех рейсах к будущей орбитальной станции указаны старые добрые «Шэньчжоу», но речь о том, что тайконавты к ней должны будут летать на новых кораблях шла давно.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии