• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.04.2021
Василий Парфенов
4 563

На пути к МКС Crew Dragon едва не столкнулся с космическим мусором (Upd.)

3.5

В эти выходные мировая космонавтика праздновала знаменательное событие — впервые за десятилетие к МКС пристыковался тот же самый космический корабль, который к ней уже летал. Причем это был не дорогущий челнок-космоплан, а вполне «классическая» капсула, к тому же запущенная при помощи повторно использованной ракеты. Но за несколько часов до прибытия на станцию экипаж Crew Dragon, оказывается, пережил несколько очень нервных минут — корабль рисковал столкнуться с космическим мусором.

На пути к МКС Crew Dragon едва не столкнулся с космическим мусором
Старт ракеты Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon, направляющимся к МКС / ©SpaceX / Автор: Андрей Чернов

Обновлено 27 апреля в 20:20: тревога оказалась ложной. Как пишет портал Phys.org со ссылкой на представителя Космических сил США, сообщение об опасном сближении вызвала ошибка в отчете наблюдений. На самом деле, никакой объект в угрожающей близости от Crew Dragon не пролетал. От дополнительных комментариев ведомство отказалось, сообщили лишь, что проводится расследование причин возникновения такой ситуации. Оригинальная новость ниже.

Вопрос времени в космических полетах всегда выглядит немного странно, поэтому уточним: события начали развиваться около 17:25 по Гринвичу (13:25 во Флориде, 20:25 по Москве). С момента старта прошло уже почти семь с половиной часов (он состоялся в 9:49 по Гринвичу или в 5:49 по местному времени Флориды, то есть в 12:49 по Москве), так что астронавты были здорово измотаны. Когда экипаж получил из центра управления полетами (ЦУП) SpaceX в Хоторне команду приготовиться к опасному сближению с космическим мусором, астронавты уже готовились ко сну.

Наземные службы засекли неопознанный объект, траектория которого проходила опасно близко от траектории космического корабля. Чтобы приготовиться к возможной аварии, астронавты должны были как можно быстрее одеться обратно в скафандры и занять свои места в креслах. На это ушло несколько минут, до максимального сближения в 17:43 оставалось достаточно времени. Незадолго до опасного момента траекторию космического мусора удалось уточнить.

Фрагмент онлайн-трансляции полета с переговорами о встрече миссии Crew-2 с космическим мусором / ©Raw Space, YouTube

Оказалось, что расстояние между этим объектом и Crew Dragon будет заметно больше, чем показывали предварительные расчеты. Из-за этого от маневра уклонения специалисты ЦУП решили воздержаться. Однако, поскольку структура космического мусора оставалась неизвестной, команде корабля предписали закрыть визоры и герметизировать скафандры. На всякий случай — вдруг рядом окажутся более мелкие фрагменты, путешествующие с крупным попутно. К шести часам вечера по гринвическому времени опасность гарантированно миновала и экипажу разрешили вернуться к обычному распорядку миссии.

Опасное сближение спутника, корабля или орбитальной станции с космическим мусором — не такое уж и редкое явление. МКС, например, иногда совершает маневры уклонения, чтобы поддерживать безопасную дистанцию с такими угрожающими объектами. Однако на фоне все возрастающего интереса к космосу и удешевления средств доставки грузов на орбиту, вопрос замусоривания околоземного пространства встает все острее. Европейское космическое агентство (ЕКА) даже недавно запустило просветительскую кампанию, чтобы привлечь к этой проблеме общественное внимание.

Но нельзя сказать, и что ракетно-космическая отрасль относится к данной теме легкомысленно. Разрабатываются различные способы сбора мусора на орбите, а большинство спутников проектируются так, чтобы гарантированно сойти с орбиты и сгореть.

Любопытно, что во время второго планового полета Crew Dragon к МКС возникла и другая проблемная ситуация, правда, она носила уже бытовой характер. Через пару часов после старта у экипажа возник вопрос, нельзя ли где-то на корабле найти свитер, поскольку один из астронавтов замерз. Проблема была даже не в том, что теплой одежды на борту не оказалось — наоборот, свитера в полетах на МКС вещь незаменимая. Просто на космическом корабле любой груз упаковывается максимально компактно и не зная, где что лежит, найти конкретную вещь будет трудновато.

В итоге через несколько минут переговоров экипажа с ЦУП свитера нашли. Но для этого пришлось проконсультироваться со специалистом по упаковке грузов NASA, на что ушло некоторое время. Вот такие трудности быта в считанных сотнях километров над поверхностью Земли: даже если проблема кажется пустяковой, иногда для ее решения придется пробежаться по паре непростых процедур. Потому что до стыковки с МКС груз в кабине трогать не желательно. Ну а почему астронавтам стало зябко разбирались уже позднее с командой специалистов, занимающихся системой кондиционирования Crew Dragon. Проблему решили незначительным изменением ее параметров следующим утром.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
7 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

Позавчера, 13:37
ИИМК РАН

Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно